Крылов Павел Васильевич

Крылов Павел Васильевич
7.03.1922-17.04.1997

Павел Васильевич Крылов родился 7.03.1922 г в дер. Судаково, Вологодской обл.

28.04.1941 г. окончил «Первое Ленинградское военно-авиационное техническое училище» им. Ворошилова в звании сержанта, авиационный механик.

Боевой путь

Войну прошел  авиамехаником, от старшего сержанта до гвардии старшины.

22 июня 1941 г. ЧВАШП черниговская школа пилотов.

1942-1943 г. Калининский фронт, Сталинградский фронт 926-й ИАП, 106 иад ПВО.

1944 г. 926-й ИАП 124 ИАД ВВС Северного фронта.

1945 г. 1 Прибалтийский фронт, 145-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Награды

Медаль «ЗА ОБОРОНУ СТАЛИНГРАДА» 15.08.1943

Медаль «За боевые заслуги» 21 августа 1944 г

Из приказа по 926 истребительному авиационному полку 124 авиадивизии ВВС северного фронта о награждении медалью «За боевые заслуги»:

«Механика авиационного старшину Крылова Павла Васильевича за отличную подготовку материальной части самолетов к боевым вылетам, в результате чего обслуживаемые им самолеты сделали за время отечественной войны более 300-т боевых вылетов без единого случая отказа матчасти, а также за доброкачественный ремонт в полевых условиях. За ввод в строй пяти самолетов И-156, трех самолетов Харрикейн, и двух самолетов ЯК 7. Экипажи самолетов обслуживаемых старшиной Крыловым П.В. за время отечественной войны сбили … самолетов противника, в том числе один в ночном бою. Тов. Крылов П.В. лично дисциплинирован, систематически работает над повышением своих знаний, хорошо знает и грамотно эксплуатирует доверенную ему мат.часть.» (www.podvignaroda.ru номер записи в базе данных: 20948746)

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г» 13.10.1945

Орден Отечественной войны II степени 6.04.1985

1940 г

1943 г

1945 г

Воспоминания Крылова Павла Васильевича

1941-1945

28 апреля 1941 г.  я получил удостоверение об окончании Ленинградского авиационно-технического училища, военное звание сержант, с голубыми петлицами авиации и двумя треугольниками погон на гимнастерке.

Училище находилось по адресу Ждановка, 13, напротив стадиона Ленина.

Наш выпуск был первый сержантский. Я поступал в училище где выпускали за 2 года учебы техником-лейтенантом.  Но на новый 1941 год нам объявили, что нас выпустят сержантами срочной службы, после одного года обучения  (а раньше надо было учиться 4 года). Многие очень переживали. Я к этому отнесся спокойно, военная карьера меня к тому времени уже не привлекала.

Полеты курсантов были очень насыщены. Иногда устраивали тревоги. Напряженная обстановка чувствовалась. Раз командир эскадрильи сообщил, что группа юнкерсов - немецких бомбардировщиков, пролетела в сторону Москвы. Страха приближающейся войны не было. Считали, что наша армия непобедима и война не может быть длительной. А в общем-то войны не ждали.

21 июня 1941 года часа в 3 ночи объявили тревогу. Мы проснулись, начали ругать старшего техника — это он, старый служака, не дает нам поспать. Наступало воскресенье и мы с группой товарищей собирались в город в увольнение. Когда выскочили из палаток, сообщили, что началась война. Сразу же я побежал к своему самолету.

За нашу Советскую Родину

Чем дальше уходит в историю Великая Отечественная война, тем ярче вырисовывается героизм нашей армии и всего народа в борьбе с фашисткой Германией. Я хочу поделиться с Вами несколькими эпизодами мною пережитыми и виденными в то грозное время.

Война меня застала в черниговской летной школе, где я работал после окончания училища авиамехаником. Перед самой войной шла ускоренная подготовка военных летчиков. С 7-8 часов утра начинались полеты курсантов и заканчивались поздно вечером. Хотя мы все были физически крепкими, много занимались спортом, но к вечеру приходили усталыми особенно летный состав. В то время была строгая военная дисциплина, весь рабочий день был рассчитан по минутам. Для личного пользования оставался один воскресный день.

22 июня 1941 по лагерю на берегу Десны, куда наша эскадрилья была переведено на лето, в 4 часа утра была объявлена тревога. Тревоги были и раньше, но эта была особенная. Нам объявили о нападении немецких армий на нашу страну.

Мы сразу же рассредоточили наши самолеты. Были назначены дежурные звеньев самолетов для охраны аэродрома и г. Чернигова. К сожаленью наши самолеты И-15 были уже тогда устаревших конструкций. Шасси не убирались, скорость 350 км/час. На таких самолетах многие боевые части встретили войну. Вспоминаю, что паники не было, нападение немцев считали безумством, в победе не сомневались. Старшие товарищи предсказывали нашу победу к октябрю-ноябрю сорок первого года. Но война сложилась по-иному.

В конце июля враг подходил уже к Чернигову. Училище получило приказ об эвакуации. Помню Черниговский вокзал. На вокзале и примыкающим к нему улицам большие массы народа: женщины с детьми и много молодежи. Мы грузились в товарный поезд, стоящий у вокзала. Со слезами на глазах женщины и девушки просились в наш состав, но взять конечно мы их не смогли.

Уже находясь в тылу, в районе Ростова, я с группой молодых летчиков попал на Сталинградский фронт. О боях на этом фронте написано много. Кто был на Волжском оборонном заводе, знает большой овраг между Тракторным и г.Волжским, идущий к Волге. За эти оврагом был аэродром «Тракторный», где стоял наш полк до подхода врага.

Конец августа 42 года. Немцы рвались к городу с остервенением, не считаясь с потерями. В город прорывались только отдельные самолеты противника. Воздушные бои шли с раннего утра до вечера. На землю падали горящие самолеты, на глазах гибли люди. А самолетов новых все еще было мало. К 23 августа обстановка накалилась до предела. Немцы подходили вплотную к городу со стороны Тракторного завода.

Утром 23 августа, как обычно в 6 часов мы шли в столовую. Рассвет  был удивительно спокойным, будто и не было войны. До столовой было 500-600 м. В воздухе появились первые группы немецких самолетов, идущие бомбить город и боевые позиции наших войск. Фашистские самолеты шли на город с разных сторон. Их было так много, что порой они  заслоняли небо. Они разделялись на тройки, шестерки, девятки  и с воем пикировали на город. Наскоро позавтракав, наши летчики были уже в самолетах. Мы, механики и техники старались изо всех сил подготовить материальную часть, заправив самолет боезапасом и горючим, летчики отправлялись в бой. В воздухе шел непрерывный воздушный бой. Часам к трем дня наш полк, насчитывающий 60 самолетов, потерял 18 самолетов. К четырем часам дня танковая колонна немцев подошла к окраинам нашего аэродрома. Летчики получили приказ перебазироваться на другой аэродром, находящийся на другом берегу Волги. Я остался с небольшой группой механиков на аэродроме. Вокруг наступила мертвая тишина. Мы решили зайти в столовую заправиться продуктами и направиться пешком на новый аэродром. Дорога  к городу шла в сторону тракторного завода. И вот на дороге мы увидели зенитные пушки, установленные девушками-зенитчицами, чтобы бить немецкие танки прямой наводкой. Так сражались за Сталинград. Мы отступали в сторону города, а девушки остались на боевом посту. Какова судьба этих героинь, трудно сказать.

23 августа 1942 г. во всех отношениях был тяжелый и драматичный день для защитников Сталинграда, в том числе и для 8-й воздушной армии. К этому времени немецкая авиация перебазировалась на передовые аэродромы Абгонерово и Плодовитое. Во второй половине дня несколько сотен самолетов нанесли по Сталинграду массированный удар. Бомбардировщики Ю-88 и Ю-87 под прикрытием истребителей появлялись эшелонами через 15-20 минут. Группы заходили одновременно с различных направлений и на разных высотах для дезориентации системы противовоздушной обороны. Бомбардировке подвергались промышленные предприятия, жилые кварталы, административные здания, школы, больницы и другие объекты. До наступления темноты вражеская авиация произвела около 2000 самолетовылетов. Город пылал, как гигантский костер.

Для отражения массированного налета вражеской авиации на Сталинград были брошены все имеющиеся силы истребителей, в том числе и самолеты-истребители, выполнявшие до этого задачи по разведке.

14-й танковый корпус 6-й немецкой армии, начавший с рассветом наступление из района Вертячего, неожиданно для советского командования прорвался к Волге севернее Сталинграда. Противник пытался захватить город ударом с севера вдоль Волги. В отражении этого удара важную роль сыграли героические усилия воинов 1077-го зенитного полка, ополченцев тракторного завода и завода «Красный Октябрь», которые использовали 60 танков, находившихся на ремонте в цехах тракторного завода, и остановили противника на городском обводе до прихода регулярных частей.

С выходом немецко-фашистских войск севернее Сталинграда к Волге большинство частей 8-й воздушной армии были перебазированы на заволжские аэродромы, находившиеся напротив Сталинграда.

Есин Б.М.

В 1965 году, находясь в командировке в городе Волжский на нашем ВАЗЕ, я нашел наш полевой аэродром. На этом месте построен алюминиевый комбинат. Прошел я пешком с аэродрома к Тракторному, остановился, где дорогу пересекает овраг, постоял на месте зенитных батарей. Вспомнил о девушках-зенитчицах, которые без страха встречали на дороге ненавистного врага. Как бы хотелось их видеть живыми…

«На борьбу с танками врага была мобилизована и зенитная артиллерия.

Защищая подступы к тракторному заводу, совершили свой бессмертный подвиг зенитчики батареи, которой командовал М.А. Баскаков. За один день боя, в течение 23 августа, они подбили 11 немецких танков. Бойцы и командиры этой батареи погибли в неравном бою с врагом, но не отступили ни на шаг.

Только за два дня боев зенитчики 1077-го и 1078-го полков, отражая массированные танковые атаки противника, уничтожили 43 танка. Фашистские танки не раз прорывались на огневые позиции зенитчиков. Расчеты гибли под гусеницами, сражаясь до последнего вздоха.» А.Д.Колесник «О тех кто защищал Сталинград» 1973

Война шла и шла, не видно было ей конца, но в победе мы никогда не сомневались.  Наступать стало намного веселее. Вспоминаю Волжский в 1944 году, мы там встретили почти голое место. Домов не было, от железнодорожного вокзала осталась одна платформа. Разоренные города и села придавали нам еще большую злобу и стремление быстрейшего освобождения нашей любимой Родины.

К тому времени наш авиаполк превратился в огромную силу. Полк укомплектовали самолетами ЯК. Летный состав был опытный и обученный. Воевать стало легче и потери намного уменьшились. А это труд нашего тыла.

В мае 1945 г. наш авиаполк находился в Латвии, под Ригой. Я с группой механиков жил в крестьянском домике, недалеко от полевого аэродрома.

9 мая 1945 г. к нам из штаба прибежал посыльный. В 4 часа утра мы были разбужены по тревоге. Вскочили, схватили карабины, приготовились к бою, так как были случаи нападения на наш аэродром бандитских формирований. Я залег на пол.  Но это бала «тревога« мира. Наша победа. Победа советского народа. Мы ждали этого так долго, но все-равно известие было неожиданным. Поднялся оглушительный шум, кричали: «Победа, победа!», стреляли вверх из всех видов оружия. 

В 6 часов утра на построении командир полка зачитал приказ о победе и полной капитуляции фашисткой Германии.

Апрель 1996 г.
Крылов Павел Васильевич