Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы

Рабочая программа воспитания в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Утверждена приказом ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ» №ОД/0343 от 16 июля 2021 года, изменения внесены 29.06.2023 года

Содержание

Введение

1. Общие положения

2. Основные направления воспитательной работы

3. Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе

4. Формы и методы воспитательной работы в университете

5. Структура воспитательной работы при реализации образовательных программ

6. Критерии оценки воспитательной работы

7. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

Заключение

Введение

Воспитательная работа является важнейшей составной частью вузовского образовательного процесса. Она осуществляется в учебное и внеучебное время, и обеспечивает развитие духовных, нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста. Необходимость развития у обучающихся социально значимых и профессионально важных качеств, воспитания высоконравственной, духовно развитой и здоровой личности, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения, является важнейшей государственной задачей в сфере образования.

Повышение качества высшего образования и его эффективности является одной из основных задач в образовательной политике нашего государства. Речь идет не только о качестве подготовки специалистов и повышении квалификации преподавателей, но и о развитии эффективной системы воспитания в вузе. От того, в какой мере система воспитания, ее формы и методы будут органично включены в процесс профессиональной подготовки и ориентированы на ее конечный результат, зависят и показатели эффективности работы университета.

Политика государства в сфере образования определяет воспитание как первостепенный приоритет в образовании, а в качестве важнейших задач выдвигает формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Встает вопрос о необходимости переосмысления задач воспитания в новых условиях. Воспитание должно стоять не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а необходимой органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

Современное профессиональное образование, являясь компетентностно-ориентированным, должно давать не только научные знания, но и развивать личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, готовую принимать решения, нести за них ответственность, уметь сотрудничать.

В современных условиях необходимо готовить молодого специалиста, обладающего способностями к творческой самореализации в основных сферах жизнедеятельности: инновационно-познавательной, духовно-культурной, семейной, общественно-политической и профессиональной.

Система воспитания в сфере высшего образования определяется его важнейшей целью – развитием личности гражданина, ориентированной на традиционные культурные, духовные и нравственные ценности российского общества, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию. Концептуально университет, аккумулируя в себе кадровые, материальные и методические ресурсы, выступает как центр социокультурного пространства, фиксирующий позитивные социальные воздействия на студента, защищающий его от антисоциальных и антигуманных действий, поддерживающий его психологически, способствующий его гармоническому развитию и самовоспитанию.

1. Общие положения

Цель программы – подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих качественными профессиональными навыками и высокими гражданскими качествами.

Задачи программы:

  • формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития молодежи;
  • организация всех видов деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения;
  • формирование у молодежи общепризнанных ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства;
  • усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания.

Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с нормами и положениями следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций высшего образования:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации».
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р).
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021;
  • Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования;
  • Концепция воспитательной работы в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
  • Положение о воспитательной работе в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
  • иные локальные нормативные акты СПбГЭТУ «ЛЭТИ», регулирующие вопросы воспитательной работы.

Планируемые результаты

Воспитание всесторонне развитой конкурентоспособной социализированной личности специалиста (бакалавра, специалиста, магистра, аспиранта) с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью, социальной ответственностью, выполняющего обязанности гражданина Российской Федерации, характеризующегося высокой общей культурой на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Этапы реализации программы
В течение нормативного срока обучения.

 

2. Основные направления воспитательной работы

Содержание и основные направления рабочей программы воспитания определены с учетом следующих направлений воспитательной работы:

  • профессионально-ориентированное воспитание;
  • научно-образовательное воспитание;
  • патриотическое и гражданско-правовое воспитание;
  • культурно-творческое воспитание;
  • духовно-нравственное воспитание;
  • физкультурно-оздоровительное воспитание и воспитание здорового образа жизни;
  • развитие студенческого самоуправления;
  • поддержка и развитие волонтёрской деятельности;
  • экологическое воспитание;
  • воспитание толерантности.

Программа реализуется в соответствии с календарным планом воспитательной работы с обучающимися СПбГЭТУ «ЛЭТИ», утверждаемым ежегодно.

2.1. Профессионально-ориентированное воспитание

В направлении реализуются элементы воспитания, направленные на формирование у студентов навыков и умений организации профессиональной и научно-исследовательской деятельности по избранной специальности, развитие профессионального творчества студентов, формирование сплочённости и навыков коллективной деятельности студентов с целью формирования у обучающихся университета таких личностных качеств, как:

  • внутренняя потребность в постоянном повышении профессионального уровня за счет дополнительных видов обучения и самообразования, уверенность в своих деловых возможностях;
  • уважение к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
  • содействие профессиональному самоопределению, приобщение студентов к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
  • умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Профессионально-ориентированное воспитание обеспечивает у обучающихся:

  • развитие психологической готовности к профессиональной деятельности по избранной специальности или направлению подготовки;
  • положительную мотивацию студентов на приобретение профессиональных знаний.

2.2. Научно-образовательное воспитание

Реализуются элементы воспитания, направленные на формирование у обучающихся университета таких личностных качеств, как:

  • исследовательское и критическое мышление, мотивация к научно-исследовательской деятельности;
  • навыки высокой работоспособности и самоорганизации, умение действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  • развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, творческого воображения у студентов;
  • интерес к творческой деятельности, способность выдвигать новые идеи формулировать основные цели выполняемой работы, владеть информационными, экономическими и социальными технологиями решения производственных и исследовательских управленческих и сервисных задач;

Научно-образовательное воспитание обеспечивает:

  • создание в студенческой среде атмосферы взаимной требовательности к овладению знаниями, умениями и навыками;
  • повышение престижа познавательной и проектно-конструкторской деятельности в повседневной жизни студентов;
  • совершенствование организации и планирования самостоятельной работы студентов как образовательной технологии формирования будущего специалиста путем индивидуальной познавательной и исследовательской деятельности.

2.3. Патриотическое и гражданско-правовое воспитание

В направлении реализуются гражданские, патриотические, социально-политические, правовые элементы воспитания (реализация программ патриотического воспитания студентов, в том числе военно-патриотического; разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации студентов-иностранцев) с целью формирования у студентов университета таких личностных качеств, как:

  • воспитание у студентов преданности своему Отечеству, активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, выражающейся в ответственности за собственный моральный и политический выбор, убежденности, стремлении к неукоснительному соблюдению принципов и норм правового общества;
  • патриотизм – национальное самосознание, желание участвовать в патриотических мероприятиях, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, стремление защищать свою Родину от внешних и внутренних деструктивных воздействий, работать не только для собственного блага, но и во имя процветания государства, повышения его авторитета в мировом сообществе;
  • целостное мировоззрение, российская идентичность, уважение к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремление к его сохранению и развитию; - правовая и политическая культура студентов, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
  • нравственные и смысловые установки личности, позволяющие противостоять коррупционным явлениям, экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.

Гражданско-правовое воспитание обеспечивает у обучающихся:

  • формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, умения реализовывать свои конституционные права, исполнять конституционные обязанности и уважать права других лиц;
  • развитие личной ответственности за принятие решений и свои поступки;
  • освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе и в образовательном пространстве университета;
  • формирование готовности противостоять правонарушениям.

2.4. Культурно-творческое воспитание

Целью культурно-творческого воспитания является повышение культурного уровня и развитие творческих способностей обучающихся, в результате чего достигается:

  • приобщение студентов к классическим и современным, отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
  • воспитание нравственных качеств и этического сознания путём использования искусства и художественно-творческой деятельности для повышения культурного уровня студентов;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • воспитание у обучающихся стремления к полезному времяпрепровождению, саморазвитию через творчество;
  • развитие креативности студентов.

Важным фактором культурно-творческого воспитания является формирование условий:

  • для творческой самореализации студентов;
  • способствующих созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей, сохранению и поддержке этнических культурных традиций, народного творчества;

Мероприятия по культурно-творческому воспитанию реализуются в досуговой деятельности студентов с преподавателями, руководителями объединений (кружков и т.п.) художественного, технического творчества, спортивной, патриотической и профессиональной направленности.

2.5. Духовно-нравственное воспитание

В направлении реализуются культурные, нравственные, эстетические элементы воспитания с целью формирования нравственного сознания и высоких моральных качеств личности, таких как:

  • честь, нравственное достоинство человека, совесть, неприятие несправедливости, фальши;
  • доблесть, мужество, честность, стойкость и благородство;
  • уважение к родителям, преподавателям, людям старшего поколения, другим людям, душевное признание их достоинств;
  • служение людям, забота о конкретном человеке;
  • оптимизм, трудолюбие, стремление к успеху.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся реализуется посредством создания условий и возможностей для участия студентов в работе творческих объединений и коллективов вуза, способствующих, в том числе, более полному и глубокому освоению ценностей отечественной и мировой культуры (литературы, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, музыки, танца, театра и кино), расширению кругозора в области искусства, развитию способности к художественному творчеству и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства.

2.6. Физкультурно-оздоровительное воспитание и воспитание здорового образа жизни

Реализация данного воспитательного направления способствует актуализации потребности студентов в хорошем здоровье, физическом благополучии как средствах достижения жизненно важных ценностей. Физическая культура должна стать частью повседневной жизни молодых людей.

Физкультурно-оздоровительное воспитание в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» строится в форме обеспечения взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания студентов. Дополнительное внимание уделяется привлечению к занятиям спортом студентов, проживающих в общежитиях вуза.

В результате реализации данного направления у обучающихся формируются:

  • ответственное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни;
  • культура безопасности жизнедеятельности, включающая отрицательное отношение к вредным привычкам;
  • мотивация к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, культура здорового питания и трезвости.

Важным фактором эффективности спортивно-оздоровительного воспитания и воспитания здорового образа жизни является создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также для развивающего отдыха и оздоровления студентов, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья, студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

2.7. Развитие студенческого самоуправления

Воспитание через развитие студенческого самоуправления способствует:

  • формированию собственной активной социальной позиции студентов;
  • развитию социальной активности студентов, формированию у них лидерских качеств, активизации деятельности органов студенческого самоуправления;
  • развитию у студентов навыков работы в команде, управленческой и организаторской деятельности;
  • формированию деловых и коммуникативных качеств при организации деятельности органов студенческого самоуправления;
  • развитию навыков самоуправления и самовоспитания;
  • развитию молодежного добровольчества, волонтёрства;
  • формированию самостоятельности, сознательности и ответственности, осуществлению совместной учебной и воспитательной работы в различных аспектах жизнедеятельности;
  • организации социально значимой общественной деятельности студенчества;
  • созданию условий для реализации научного, интеллектуального, духовного, творческого и физического потенциала выпускников университета;

Важным фактором развития студенческого самоуправления является поддержка студентов в реализации студенческих инициатив, собственных социально-значимых программ и проектов.

2.8. Поддержка и развитие волонтёрской деятельности

Волонтёрская деятельность обучающихся является элементом как трудового воспитания, так и стимулирования социальной активности молодёжи и направлена на:

  • социализацию обучающихся и расширение социальных связей, реализацию их инициатив, развитие личностных и профессиональных качеств, освоение новых навыков;
  • формирование в студенческой среде принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о людях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Волонтёрская деятельность реализуется в вузе через участие обучающихся в деятельности студенческих общественных объединений: студенческой профсоюзной организации, студенческих советов, студенческих трудовых отрядов и др.

2.9. Экологическое воспитание

В результате экологического воспитания происходит:

  • развитие в личности чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • становление и развитие у студентов экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
  • формирование у студентов экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
  • развитие экологического сознания, мировоззрения и устойчивого экологического поведения.

2.10. Воспитание толерантности

Воспитание толерантности нацелено на:

  • формирование солидарности и чувства социальной ответственности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья и преодоления психологических барьеров, по отношению к людям с ограниченными возможностями;
  • воспитание культуры межнационального общения, терпимости к другому укладу жизни и вероисповеданию, стремлению к диалогу, умению вести дискуссию и объективно оценивать общественные явления.

3. Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе

Воспитательная система представляет собой целостный комплекс воспитательных целей и задач, кадровых ресурсов, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности, и отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса. Для воспитательной системы характерно неразрывное единство с воспитывающей средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.

В воспитательной системе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» используются следующие виды деятельности обучающихся:

  • проектная деятельность;
  • волонтерская (добровольческая) деятельность;
  • учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность;
  • студенческое международное сотрудничество;
  • деятельность студенческих объединений;
  • досуговая, творческая и социально-культурная деятельность по организации и проведению значимых событий и мероприятий;
  • вовлечение студентов в профориентационную деятельность;
  • вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность;
  • другие виды деятельности обучающихся.

3.1. Проектная деятельность

Имеет творческую, научно-исследовательскую и практико-ориентированную направленность, осуществляется на основе проблемного обучения и активизации интереса обучающихся, что вызывает потребность в их большей самостоятельности. Проектная технология способствует социализации обучающихся при решении задач проекта, связанных с удовлетворением потребностей общества.

Виды проектов по ведущей деятельности:

  • исследовательские проекты;
  • стратегические проекты;
  • организационные проекты;
  • социальные проекты;
  • технические проекты;
  • информационные проекты;
  • телекоммуникационные проекты;
  • арт-проекты.

Перспективность проектной и проектно-исследовательской деятельности для обучающихся состоит в открывающихся для них профессиональных возможностях и трудоустройстве, поскольку в команду проекта могут приглашаться работодатели и социальные партнеры.

3.2. Волонтерская (добровольческая) деятельность

Добровольческая деятельность – широкий круг направлений созидательной деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия.

Индивидуальное и групповое добровольчество через деятельность и адресную помощь способствуют социализации обучающихся и расширению социальных связей, реализации их инициатив, развитию личностных и профессиональных качеств, освоению новых навыков.

3.3. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность

В документах Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России все больше внимания уделяется развитию исследовательской компетенции обучающихся на протяжении всего срока их обучения в университете.

За период обучения в вузе каждый обучающийся самостоятельно под руководством преподавателя готовит ряд различных работ: докладов, рефератов, курсовых, и в итоге – выпускную квалификационную работу. Именно в период сопровождения преподавателем учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающегося происходит их взаимодействие, выстраивается не только исследовательский, но и воспитательный процесс, результатом которого является профессиональное становление личности будущего специалиста. Важным становится воспитание профессиональной культуры, культуры труда и этики профессионального общения.

3.4. Студенческое международное сотрудничество

Академическая мобильность как область международной деятельности и часть процесса интернационализации СПбГЭТУ «ЛЭТИ» открывает возможность для обучающихся, преподавателей и административно-управленческих кадров переместиться в другую образовательную организацию с целью обмена опытом, приобретения новых знаний, реализации совместных проектов.

3.5. Деятельность студенческих объединений

Студенческое объединение – это добровольное объединение обучающихся СПбГЭТУ «ЛЭТИ», создаваемое с целью самореализации, саморазвития и совместного решения различных вопросов улучшения качества студенческой жизнедеятельности.

Студенческое объединение выстраивается на принципах добровольности и свободы выбора, партнерства и равенства, гласности и открытости.

Примерные виды студенческих объединений по направлениям деятельности:

  • научно-исследовательские (научное сообщество и др.);
  • творческие (команды КВН, вокальная/театральная студия, творческая мастерская; студенческий творческий центр; танцевальный коллектив и др.);
  • спортивные (студенческий спортивный клуб, спортивная секция/сборная команда; туристский клуб и др.);
  • общественные (профсоюзная организация студентов и аспирантов, студенческий совет, штаб студенческих отрядов, объединение студентов-кураторов и др.);
  • волонтерские (объединения добровольцев);
  • информационные (студенческий медиацентр, студенческая телестудия, студенческая газета и др.);
  • профессиональные (студенческий трудовой отряд, студенческое кадровое агентство и др.);
  • патриотические (поисковый отряд, историко-патриотический/военно-патриотический клуб и др.);
  • межкультурные (клуб международного сотрудничества, дискуссионный клуб и др.);
  • иные.

3.6. Досуговая, творческая и социально-культурная деятельность по организации и проведению значимых событий и мероприятий

Досуговая деятельность обучающихся рассматривается:

  • как пассивная деятельность в свободное время (созерцание, времяпровождение, соревнования по компьютерным играм, виртуальный досуг (общение в сети Интернет), чтение, дебаты, тематические вечера, интеллектуальные игры и др.);
  • активная деятельность в свободное время (физкультурно-спортивная деятельность, туристские походы, игры на открытом воздухе, флешмобы, квесты, реконструкции исторических сражений и др.).

Досуговая деятельность способствует: самоактуализации, самореализации, саморазвитию и саморазрядке личности, самопознанию, самовыражению, самоутверждению и удовлетворению потребностей личности через свободно выбранные действия и деятельность, проявлению творческой инициативы, укреплению эмоционального здоровья.

Механизмами организации досуговой деятельности обучающихся могут выступать:

  • формирование в университете социокультурной среды, соответствующей социально-культурным, творческим и интеллектуальным потребностям обучающихся;
  • расширение направлений студенческих объединений;
  • развитие института кураторства;
  • вовлечение обучающихся в различные виды деятельности и объединения обучающихся и др.

Формами организации досуговой деятельности обучающихся могут выступать деятельность клубов по интересам, творческих коллективов, спортивных секций, проведение культурно-досуговых мероприятий.

Творческая деятельность обучающихся – это деятельность по созиданию и созданию нового, ранее не существовавшего продукта деятельности, раскрывающего индивидуальность, личностный и профессиональный потенциал обучающихся.

К видам творческой деятельности относят:

  • художественное творчество;
  • литературное и музыкальное творчество;
  • театральное творчество, киноискусство;
  • техническое творчество;
  • научное творчество;
  • иное творчество.

Неотъемлемым в творческой деятельности является задействование психоэмоциональной сферы личности как в процессе создания продукта деятельности, так и в процессе влияния результата деятельности на субъект.

Социально-культурная и творческая деятельность обучающихся реализуются в организации и проведении значимых событий и мероприятий гражданско-патриотической, научно-исследовательской, социокультурной и физкультурно-спортивной направленности.

Воспитательный потенциал досуговой, творческой и социально-культурной деятельности заключается:

  • в выявлении задатков, способностей и талантов обучающихся в ходе вовлечения их в разнообразные формы и виды интеллектуальной, двигательной и творческой активности;
  • в формировании социальных (эмоционального интеллекта, ориентации в информационном пространстве, скорости адаптации, коммуникации; умения работать в команде) и организационных навыков;
  • в развитии креативного мышления, профилактике психологического, физического и социального здоровья личности.

3.7. Вовлечение обучающихся в профориентационную деятельность

Профориентационная деятельность в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» занимает значительное место, поскольку способствует обеспечению приемной кампании и привлечению потенциальных абитуриентов в университет.

Формами профориентационной работы с потенциальными абитуриентами могут быть:

  • беседы с абитуриентами о направлениях и профилях подготовки, о возможностях становления и развития в профессиональной сфере деятельности;
  • профориентационная работа на родительских собраниях в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
  • беседы с родителями/законными представителями по вопросам корректного родительского сопровождения процесса выбора профессиональной траектории их детей;
  • профдиагностика школьников с целью выявления их способностей, личностных качеств и профессиональных интересов;
  • профконсультирование родителей/законных представителей по выбору вариантов актуальных для их ребенка профессий с учетом способностей, личностных качеств и профессиональных интересов;
  • проведение рекламной кампании (создание профориентационных и имиджевых роликов, позволяющих позиционировать направления подготовки университета, размещение информации на официальном сайте вуза, оформление информационных стендов, рекламных щитов и полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза);
  • организация дней открытых дверей с предоставлением сведений об условиях и требованиях приема на обучение, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки и др.;
  • участие в различных проектах: «Наука настоящего и будущего», олимпиады для школьников и др.;
  • организация на базе университета школ для абитуриентов с включением в программу профориентационного компонента, связанного со спецификой университета.

Формами профориентационной работы с обучающимися СПбГЭТУ «ЛЭТИ» могут выступать: – организация мастер-классов по направлению и профилю подготовки; – привлечение работодателей и ведущих практиков к проведению бинарных лекций и семинарских занятий; – посещение с обучающимися потенциальных мест их будущего трудоустройства; – организация научно-практических конференций различного уровня; – вовлечение обучающихся в проведение значимых мероприятий на уровне университета, города, региона, страны; – участие обучающихся в различных конкурсах студенческих научно-исследовательских, проектных и иных работ; – участие обучающихся в ярмарках вакансий и иных мероприятиях, содействующих трудоустройству. Результатом вовлечения обучающихся в профориентационную деятельность становится повышение авторитета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» для обучающихся, повышение их мотивации к освоению выбранной профессии и интереса к конкретному виду трудовой деятельности, развитие ответственности за организацию и проведение событийного мероприятия, получение нового опыта деятельности, освоение дополнительных навыков и социальных ролей.

3.8. Вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность

Занятие предпринимательской деятельностью дает преимущественные возможности для самореализации личности и обеспечивает более высокий уровень дохода.

В университете могут быть реализованы следующие формы поддержки студенческого инновационного предпринимательства:

  • сопровождение студенческих предпринимательских проектов;
  • проведение обучающих мероприятий;
  • привлечение обучающихся университета в деятельность молодёжного НИИ, студенческого учебно-проектного бюро, студенческих предпринимательских клубов, объединений и др., курирующих генерацию и защиту различных студенческих проектов, в том числе бизнес-проектов;
  • выявление обучающихся, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью;
  • иное.

4. Формы и методы воспитательной работы в университете

Формы организации воспитательной работы – это различные варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

4.1. Формы воспитательной работы:

  • по количеству участников – индивидуальные (взаимодействие в системе преподаватель – студент); групповые (творческие коллективы, спортивные команды, клубы, кружки по интересам и т. д.), массовые (фестивали, олимпиады, праздники, субботники и т. д.);
  • по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательным возможностям – мероприятия, дела, игры;
  • по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;
  • по видам деятельности – трудовые, спортивные, художественные, научные, общественные и др.; – по результату воспитательной работы – социально-значимый результат, информационный обмен, выработка решения.

4.2. Методы воспитательной работы:

  • методы формирования сознания личности – беседа, диспут, внушение, инструктаж, контроль, объяснение, пример, разъяснение, рассказ, самоконтроль, совет, убеждение и др.;
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения - задание, общественное мнение, педагогическое требование, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, тренинг, упражнение, и др.;
  • методы мотивации деятельности и поведения - одобрение, поощрение социальной активности, порицание, создание ситуаций успеха, создание ситуаций для эмоционально-нравственных переживаний, соревнование и др.

5. Структура воспитательной работы при реализации образовательных программ

Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ осуществляется на основе утверждённой в университете рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы и организуется:

  1. В рамках аудиторной работы и самостоятельной работы обучающихся;
  2. В рамках внеаудиторной работы.

5.1. Организация воспитательной работы в рамках аудиторной работы и самостоятельной работы обучающихся

Направления и виды деятельности обучающихся в воспитательной системе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализуются через внедрение воспитательного компонента в учебные дисциплины образовательных программ и организацию мероприятий и событий воспитательной направленности во внеучебной деятельности.

При реализации воспитательного компонента в аудиторной работе используются следующие форматы:

  • содержательное наполнение лекции/семинара/задания;
  • формат предъявления задания;
  • собственный пример/озвучивание позиции преподавателя;
  • форма организации учебного занятия;
  • образовательные технологии (проектная технология, проблемное обучение, технологии модульного обучения, кейс технологии, технологии коллективной мыследеятельности, игровые технологии и др.)

5.2 Организация воспитательной работы в вузе в рамках внеаудиторной работы

Внеаудиторная воспитательная работа – это совокупность преобразующих действий педагогов и студентов, совершаемых за пределами учебного процесса в непосредственной связи с ним, организованная в рамках свободного времени студентов и на добровольной основе. Ей присуща: свобода выбора форм и степени участия студентов, невключённость в учебный план, деятельность студентов сверх обязательного программного минимума, сочетание самостоятельной деятельности и инициативы в сотрудничестве с преподавателем, широкое использование методов стимулирования активности студентов, занимательность, новизна содержания.

6. Критерии оценки воспитательной работы

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» определены следующие критерии оценки воспитательной работы:

  1. Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих воспитательную работу в университете, в т. ч. должностных инструкций, правил и положений, методических материалов.
  2. Наличие и реализация планов воспитательной (учебно-воспитательной) работы в университете, на факультетах/институтах, на кафедрах; отражение в индивидуальных планах преподавателей их внеучебной работы с обучающимися.
  3. Наличие отчётов (справок) о воспитательной работе, а также аналитических материалов (анализ анкетных материалов (тестирований) обучающихся и работников, рассмотрение вопросов воспитательной работы на Учёных советах факультетов/институтов, заседаниях кафедр.
  4. Наличие доступных для обучающихся сервисов и источников информации, содержащих план университетских событий/мероприятий, расписание работы творческих коллективов, работы спортивных секций и т.д.
  5. Наличие кураторов учебных групп из числа обучающихся или работников.
  6. Наличие, систематичность и эффективность работы общественных объединений обучающихся (Студенческий совет, профсоюзная организация студентов и аспирантов, штаб студенческих отрядов и др.).
  7. Наличие материально-технической базы для проведения внеучебной работы (организация рабочих мест, помещений студенческих организаций, актовых и репетиционных залов, спортивных залов и т.д.).
  8. Выделение средств на воспитательную работу из бюджета университета, в т. ч. в соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования.
  9. Организация и проведение воспитательной работы во внеучебное время: проведение воспитательных мероприятий на уровне университета, его факультетов/институтов, кафедр; полнота и качество выполнения мероприятий, предусмотренных планами воспитательной работы; постоянный рост числа студентов, занимающихся в творческих и научных коллективах и спортивных секциях, активная стимуляция достижений студентов в науке, общественной и учебной деятельности.
  10. Учёт нарушений правил внутреннего распорядка в университете и общежитиях, проведение и документальное оформление воспитательной работы с нарушителями (в т. ч. в рамках дисциплинарной комиссии) и профилактической работы с потенциальными правонарушителями и лицами, склонными к аддитивному поведению (в т.ч. воспитательные беседы).
  11. Внутренняя оценка состояния воспитательной работы: наличие «обратной связи» с обучающимися (социологические опросы, анализ устных и письменных обращений обучающихся и т.п.), работодателями, сотрудниками и преподавателями университета с целью корректировки воспитательной работы в университете.
  12. Наличие системы поощрения студентов и сотрудников, их материальное и моральное стимулирование (премирование, почетные грамоты, дипломы, благодарственные письма, благодарности ректора как за полученные достижения, так и за активную общественную работу в сфере воспитательной деятельности).
  13. Участие студентов в работе коллегиальных органов университета: Ученого совета университета, Учёных советов факультетов/институтов, стипендиальной комиссии университета, аттестационных комиссий факультетов/института, дисциплинарной комиссии и т.п.
  14. Расширение социального партнерства и улучшение имиджа университета (наличие договоров, соглашений о сотрудничестве).
  15. Использование потенциала гуманитарных дисциплин, посредством введения активных и интерактивных форм и методов преподавания – диспутов, дискуссий, деловых и ролевых игр, эвристических бесед, проблемных методов изложения, в целях гражданско-патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
  16. Увеличение численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ», в том числе в части организации социально-ориентированных проектов и участия в волонтёрской (добровольческой) деятельности.
  17. Увеличение численности обучающихся, вовлеченных в организацию и проведение мероприятий творческой направленности.
  18. Увеличение численности обучающихся, вовлеченных в студенческое спортивное движение.
  19. Доля численности обучающихся, вовлеченных в научные общественные объединения обучающихся.

7. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

№ п/п Наименование помещений Адрес (местоположение) помещений для проведения всех видов воспитательной работы Оснащение
Спортивная инфраструктура
1 Залы: скалолазания, аэробики, волейбола, баскетбола, борьбы и ОФП, атлетической подготовки, тренажерный зал ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. Б, г. Санкт-Петербург Информация размещена в паспортах объектов
2 Спортивные комнаты в общежитиях 1-й Муринский пр., д. 1,
г.Санкт-Петербург (1–3 общ.)
Информация об общежитиях
Студенческая ул., д. 3,
г.Санкт-Петербург (4 общ.)
Наб. р. Карповки, д. 34,
г.Санкт-Петербург (6 общ.)
пр. Испытателей, д. 10,
г.Санкт-Петербург (7 общ.)
Торжковская ул., д. 15,
г.Санкт-Петербург (8 общ.)
Инфраструктура для культурно-творческой деятельности
3 Кабинеты культурно-досуговой деятельности ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. А, г. Санкт-Петербург Оборудованы мебелью (столы, стулья), персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, принтеры (черно-белый, цветной).
4 Помещения для деятельности творческих коллективов (актовый зал, тренинговый зал, помещения для занятий творческих коллективов) 1-й Муринский пр., д. 1, Лит. А, г. Санкт-Петербург Укомплектован специализированной мебелью (столы, стулья).
Кабинет для психологической помощи и консультаций
5 Кабинет для психологической помощи и консультаций ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. А, (корпус 5), пом.5501, г. Санкт-Петербург Специализированная мебель (столы, стулья, кресла,).Оборудование: персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, принтер.
Помещения для организации деятельности студенческих общественных объединений
6 Помещения для профсоюзной организации студентов и аспирантов, студенческого совета ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. А (корпус 5), пом. 5218, г. Санкт-Петербург Помещения укомплектованы специализированной мебелью (столы, стулья).
ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. Ф (корпус 3), пом. 3304, г. Санкт-Петербург Оборудование: микрофоны; телевизоры, прожектора; световые приборы; акустическая система; комплект звукового оборудования; персональные компьютеры.
Музейная инфраструктура
7 Музей истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» ул. Профессора Попова, д.5, Лит.«Ф» (корпус 3), г.Санкт-Петербург Музей истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
8 Мемориальная музей - квартира А.С. Попова ул. Профессора Попова, д. 5, лит. Щ (корпус №10 (Д), г. Санкт-Петербург Музей-квартира Попова
9 Музей – лаборатория А.С. Попова ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. Б (корпус 1), г. Санкт-Петербург Музей-лаборатория Попова
Инфраструктура библиотеки и читальных залов
10 Библиотека (читальные залы, отделы) ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. Б, г. Санкт-Петербург (корпус 1) Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. А, г. Санкт-Петербург (корпус 5)
ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. Ж, г. Санкт-Петербург (корпус 7)
Залы университета
11 Актовый зал ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. Ф, г. Санкт-Петербург (корпус 3) Залы для конференций, презентаций и семинаров в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
12 Зал видеоконференций ул. Профессора Попова, д. 5, Лит. А, г. Санкт-Петербург (корпус №5) Залы для конференций, презентаций и семинаров в СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Заключение

Важнейшей функцией высшего образования, наряду с обучением, является воспитание личности будущего специалиста. Модель личности выпускника СПбГЭТУ «ЛЭТИ» строится с учетом современных потребностей российского общества в высококвалифицированных кадрах, соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым работодателями. Современные социокультурные условия определили необходимость участия в инновационных процессах, что также является неотъемлемой характеристикой профессиональной деятельности современного специалиста.

Компетентностная модель личности выпускника СПбГЭТУ «ЛЭТИ» описывается совокупностью универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, представленных в ФГОС ВО, и определяет задачи воспитательной работы, заключающиеся в формировании следующих компетенций:

  • преданность своему Отечеству, знание и уважение его истории;
  • стремление к личностному и профессиональному саморазвитию;
  • способность занимать активную гражданскую позицию;
  • приверженность этическим ценностям и здоровому образу жизни;
  • способность повышать свой общекультурный уровень;
  • обладание культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • обладание высоким уровнем правосознания;
  • нетерпимое отношение к коррупционному поведению;
  • неприятие преступной сущности терроризма;
  • знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны;
  • способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;
  • обладание навыками публичных социальных коммуникаций;
  • знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;
  • владение культурой мышления, способностью к восприятию, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;
  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к ответственному осуществлению профессиональной деятельности;
  • обладание навыками деловой коммуникации в устной и письменной форме;
  • способность самостоятельно использовать методы и методики физического воспитания и укрепления здоровья, стремление к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
  • умение создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности;
  • способность формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению;
  • способность принимать обоснованные экономические решения.

Нормативные документы