Концепция воспитательной работы
Утверждено решением Ученого совета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» от 30 мая 2013 года
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития воспитательной работы со студентами СПбГЭТУ «ЛЭТИ», осуществляемой как в процессе учебы, так и во внеучебное время.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательная работа – это совместная деятельность работников университета и обучающихся, направленная на реализацию целей и задач взаиморазвития профессионально состоятельных, творческих личностей.
Целями воспитательной работы являются:
- воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина современной России, способного к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения;
- формирование у студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
- создание условий для творческой самореализации личности, развития образовательного самосознания и для проведения досуга студентов во внеучебное время;
- создание в университете полноценной с точки зрения воспитания социально - педагогической среды;
- удовлетворение потребности личности студента и преподавателя университета в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
- формирование у студентов гражданской позиции, патриотизма, профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения конституционного долга по защите Родины, подготовка их к жизни в условиях современного общества.
Цели воспитательной работы достигаются в ходе реализации вузом следующих задач:
- сохранение и развитие корпоративной культуры в вузе, основанной на общечеловеческих ценностях;
- формирование творческой самореализации личности благодаря развитию инициатив молодежи с учетом лучших традиций научно-педагогических школ университета;
- всестороннее совершенствование имиджа СПбГЭТУ;
- интернационализация деятельности вуза как средство укрепления репутации СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на международной арене;
- обеспечение условий для раскрытия жизненных устремлений и формирования гражданской позиции обучающихся через развитие студенческого самоуправления, использование воспитательного потенциала вуза, всестороннее развитие культурно-массовой, спортивной, трудовой, общественной сфер студенческой жизни;
- широкая культурно – просветительская деятельность среди студентов вуза через различные научные, творческие, спортивные и другие объединения, а также за счет привлечения к участию в вузовских корпоративных мероприятиях различных целевых групп населения;
- пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни (в том числе социально-психологическая помощь, профилактика табакокурения, наркотической, алкогольной и иных видов зависимостей, профилактика ВИЧ-инфекций, профилактика правонарушений).
Для выполнения целей и задач воспитательной работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип гуманности, основанный на признании личности студента и преподавателя как самоценности, уважении ее уникальности и своеобразия, защите человеческого достоинства, построении отношений в системе «человек - человек» на основе ненасильственного взаимодействия, корректности, соблюдении общепринятых этических норм.
- Принцип профессиональной направленности учитывает овладение будущими специалистами этических норм профессионального сообщества, предполагает формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, дарований, способностей, организованности и финансовой дисциплины.
- Принцип системности предполагает согласованность действий всего коллектива университета в целевой деятельности, исходящей из потребностей личности, общества и государства.
- Принцип полисубъектности- создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности как структурных подразделений университета, профессорско-преподавательского состава вуза, так и высококвалифицированных специалистов в области науки, техники, бизнеса, искусства, спорта, а также государственных учреждений и общественных организаций.
- Принцип толерантности, предполагающий наличие многообразия мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, внимательное отношение к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов.
- Принцип добровольности предоставляет студенту право выбора разнообразных форм участия во внеучебной деятельности.
- Принцип стимулирования построен на моральном и материальном поощрении студентов за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.
- Принцип вариативности - дифференцированный подход к формированию и развитию личности с учетом склонностей, дарований и способностей каждого студента.
Основные направления воспитательной работы в университете:
- профессионально-ориентированное воспитание;
- патриотическое и гражданско-правовое воспитание;
- культурно-нравственное воспитание;
- физкультурно-оздоровительное воспитание;
- студенческое самоуправление;
- поддержка и развитие волонтёрской деятельности;
- воспитание толерантности;
- воспитание здорового образа жизни.
Учебный процесс, вся вузовская атмосфера являются важнейшими факторами воспитания, оказывающими на студенческую молодежь наиболее значимое влияние, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета.
Концепция воспитательной работы