«Возможность сделать доброе дело»: ЛЭТИ запустил программу «Обучение служением»

«Возможность сделать доброе дело»: ЛЭТИ запустил программу «Обучение служением»

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» принял участие во всероссийском запуске образовательной программы «Обучение служением», приуроченном к Международному дню благотворительности.

06.09.2023 1721

5 и 6 сентября всероссийский запуск программы «Обучение служением» состоялся в первых 50-ти университетах, в том числе – в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В общей сложности к пилотному проекту подключатся 126 образовательных учреждений России. В честь запуска программы в вузах прошли мероприятия, в рамках которых студенты встретились с социальными партнёрами и представителями общественных организаций, обсудили с экспертами суть методики «Обучения служением».

Круглый стол в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» объединил все заинтересованные стороны: представителей образовательного и молодежного блоков, а также студентов ЛЭТИ, которые уже имеют опыт реализации социально-ориентированных и социально значимых проектов. В мероприятии приняла участие представитель социального партнера университета – PR-менеджер Ботанического сада Петра Великого РАН Александра Медведева.

Мероприятие открыла проректор по молодежной политике СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Ольга Витальевна Иванова.

«По сути, программа «обучения служением» появилась в ЛЭТИ два года назад, когда в процессе формирования программы развития университета «Приоритет 2030», в том числе целей и методов молодежной политики, мы запустили проект Service Learning – тогда мы перевели его название как «Обучение через волонтерство». Но, в отличие от волонтерства, речь шла не о ситуативной, а о системной работе в рамках дисциплины, за которую можно получить оценку, о возможности для всех студентов сделать доброе дело и свои теоретические знания применить на практике, по своему профилю и своей профессии».

Проректор по молодежной политике СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Ольга Витальевна Иванова

Тема обучения служением для ЛЭТИ не нова: на протяжении всей своей 137-летней истории университет, помимо образовательной и научной деятельности, всегда реализовывал то, что сегодня мы называем «третьей миссией» – вуз трудился на благо страны, решая социально значимые задачи. Студентам и преподавателям ЛЭТИ во все времена была свойственна социальная активность, их жизненная позиция нашла выражение в стройотрядовском движении, которое сильно в ЛЭТИ и по сей день, и в волонтерском движении. В последние годы социальная активность вышла на новый уровень, была сформирована методика проектного обучения как возможности для студентов в рамках образовательного процесса реализовать востребованные социально значимые проекты в ответ на заказ социальных партнеров.

О.В. Иванова отметила, что в июле команда ЛЭТИ в составе заведующей кафедры Связи с общественностью Ларисы Валентиновны Шарахиной и заместителя декана ФИБС по молодежной политике Ясемин Староверовой прошла целевое обучение в Центре знаний «Машук». Затем на основе направленных в вузы Методические рекомендаций по реализации модуля «Обучение служением», разработанных Ассоциацией волонтёрских центров и Высшей школой экономики при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, были предложены форматы, реализация которых в этом году стартует в ЛЭТИ.

Заместитель декана факультета информационно-измерительных и биотехнических систем (ФИБС) по молодежной политике СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ответственный за внедрение модуля «Обучение служением» на факультете Ясемин Староверова рассказала участникам встречи о том, как проходило обучение методике в Центре знаний «Машук» – образовательном проекте Росмолодёжи, а также вынесла на обсуждение конкретные предложения по реализации программы на факультете.

«Как представитель технического факультета, я считаю очень важным внедрить эту методику. Она позволяет ставить понятные цели и тем самым мотивировать молодежь. Студенты замотивированы создавать определенные, конкретные вещи – пусть это будет, например, ультразвуковая трость для слабовидящих людей. Это даст ребятам возможность уже сейчас, на первом курсе реализовать какой-то важный, действительно социально значимый проект».

Заместитель декана ФИБС по молодежной политике СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ответственный за внедрение модуля «Обучение служением» на факультете Ясемин Староверова

Об успешном многолетнем опыте сотрудничества с ЛЭТИ в плоскости социальных решений рассказала PR-менеджер Ботанического сада Петра Великого РАН Александра Медведева.

«С ЛЭТИ нас объединяет давняя история добрососедских отношений. Несколько лет назад вместе с лабораторией VibeLab мы начали создавать приложение «Цифровой ботанический сад». Задача изначально получилась очень сложная. Думаю, сейчас самое время продолжить эту историю и начать с преобразования социального заказа в учебную задачу. Должен быть создан проектный офис, а задача разделена на этапы, которые реально осуществить в рамках курсового проекта».

PR-менеджер Ботанического сада Петра Великого РАН Александра Медведева

Студенты ГФ и ФИБС поделились опытом реализации социально-значимых проектов в рамках образовательного процесса.

По итогам встречи было принято решение о запуске программы «Обучение служением» на ФИБС в рамках дисциплины «Введение в специальность», где рассматриваются возможности социального проектирования и внедрения проектов социального заказчика. На гуманитарном факультете программа будет внедряться сразу по двум дисциплинам – для магистрантов и обучающихся на бакалавриате. Сформированная по итогам совещания рабочая группа будет контролировать процесс и давать методические рекомендации на всех этапах образовательной программы «Обучение служением».

Для справки

Программа «Обучение служением» реализуется согласно поручению Президента России от 29 января 2023 г. № Пр-173ГС п.8. «О включении в образовательные программы высшего образования курса (модуля) «Обучение служением» Ассоциацией волонтёрских центров, Высшей школой экономики при поддержке Министерства науки и высшего образования совместно с Росмолодёжью и Минтрудом России.

«Обучение служением» — это методика обучения, которая сочетает изучение академических дисциплин с формированием навыков общественно полезной работы, обеспечивает интеграцию обучения и социальной практики, позволяет студентам применять свои профессиональные и развивать надпрофессиональные навыки в работе с социальным заказом НКО, органов власти и локальных сообществ, получать практический опыт и приносить пользу обществу. «Обучение служением» — разновидность проектного подхода в образовании, благодаря которому учащиеся вовлечены в развитие социальных и экологических проектов и решение конкретных задач помощи людям.