Социально-психологическое тестирование: что это и зачем нужно

Социально-психологическое тестирование: что это и зачем нужно

Руководитель Центра психологической поддержки обучающихся и работников СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Эдуардович Тороков обратился к родителям несовершеннолетних студентов университета.

19.09.2023 9571

Уважаемые родители!

Департамент молодежной и социальной политики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга проводят социально-психологическое тестирование студентов, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20.02.2020г. №239 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования»).

Цель тестирования: оценка степени риска вовлечения личности в зависимое поведение.

Современный мир характеризуется высокими темпами, стремительным образом жизни, широким распространением компьютерных технологий и бесконечными новыми возможностями. Этот мир наполнен соблазнами и искушениями, что делает жизнь в нем одновременно увлекательной и сложной.

Многие подростки реагируют на этот сложный мир, бросаясь в крайности: они могут стремиться к экстремальным удовольствиям, а затем переживать глубокие разочарования, иногда даже подвергая себя риску для жизни.

Опасности для подростков могут исходить не только из соблазнов и искушений современного мира и общества, но и из их собственного поведения, которое часто бывает неуправляемым и импульсивным. Тяга к риску – это нормальная часть процесса личностного развития, период взросления, когда подросток стремится освоить мир за пределами семьи и принимать самостоятельные решения.

Часто родители испытывают тревогу по поводу готовности и склонности их детей к рискованным поступкам. Это естественная часть процесса взросления, когда подросток стремится к самостоятельности и ощущению себя "уже взрослым". Они могут не всегда понимать, каким должен быть взрослый, но точно знают, что взрослые иногда рискуют, и они хотят попробовать это на себе.

Поиск риска характерен практически каждому подростку. Выделяется два типа рискованного поведения:

Тип 1: Подросток может подвергать себя риску с целью накопления положительного опыта, который будет важен для будущей самостоятельной жизни. Это рискованное поведение способствует развитию определенных личностных качеств, позволяет преодолеть страхи, интегрироваться в общество и достигать поставленных целей. Такие цели могут включать вступление в различные группы и клубы, участие в волонтерских проектах, создание собственных социальных инициатив, выражение своих эмоций и переживаний перед друзьями, заниматься спортом (с соблюдением мер безопасности), выбирать более сложные задания и предметы в учебе, участвовать в научных и культурных мероприятиях, отправляться в походы и квесты, и многое другое.

Тип 2: Подростки могут проявлять поведение, которое представляет угрозу для их жизни и здоровья, включая употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона и другие подобные действия. В таких случаях они могут искать или создавать ситуации, где риск для жизни становится очевидным, такие как балансирование на краю крыши, пересечение железнодорожных путей перед близко идущим поездом и так далее. С течением времени такое поведение подростков становится более рискованным и опасным. Они начинают употреблять больше алкоголя, экспериментировать с различными наркотиками, вести беспорядочную половую жизнь и так далее. Негативные последствия такого поведения не всегда останавливают их.

Вы можете с уверенностью сказать, что это никак не касается вашего ребенка, и так думают 99% родителей.

Тем не менее, важно понимать, что не существует абсолютных гарантий того, что в процессе взросления вашего ребенка не возникнет формы рискованного поведения.

Что же необходимо знать родителю для того, чтобы предотвратить такое развитие событий?

С 2013 года в образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее - Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа: 

  • социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее СПТ);
  • профилактические медицинские осмотры обучающихся.

Часто задаваемые вопросы о СПТ

С какой целью проводится СПТ обучающихся?

  • Оценка процесса становления личности обучающегося: СПТ помогает анализировать и понимать процесс развития и формирования личности учащихся. Этот процесс включает в себя достижение жизненных целей, получение образования и подготовку к самостоятельной жизни. СПТ позволяет выявлять возможные проблемы в этом процессе и предоставлять своевременную помощь обучающимся и их семьям.
  • Профилактический характер: главной целью СПТ является предупреждение подростков и молодежи от экспериментов с наркотическими веществами, включая так называемую «первую пробу» и последующее углубление в потребление ПАВ.
  • Социальный контроль и предупреждение распространения наркомании: СПТ играет важную роль в области социального контроля и в предотвращении распространения наркотической зависимости среди подростков и молодежи. Она помогает создать более осознанное и ответственное отношение к здоровью и безопасности среди молодых людей, способствуя снижению риска возникновения наркомании в их среде.

Что дают результаты СПТ обучающимся?

Тестирование позволяет студенту оценить:

  • траекторию становления его личности,
  • степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях,
  • факторы риска и ресурсы защиты личности при вовлечении в зависимое поведение.

С какого возраста проводится СПТ?

Социально-психологическое тестирование (СПТ) доступно для лиц, достигших 13 лет, при условии наличия письменного добровольного информированного согласия одного из родителей или законного представителя. Данное согласие фиксирует разрешение на участие ребенка в тестировании и подтверждает осведомленность родителя о целях, длительности и возможных результатах данной процедуры.

Учащиеся в возрасте 15 лет и старше имеют право давать собственное добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании, действуя самостоятельно и независимо. Это означает, что они могут сами принимать решение об участии, осознавая цели и возможные последствия данной процедуры.

Что означает понятие «информированное добровольное согласие»?

В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с момента принятия «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ». Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20). Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него (гражданина) вредное влияние» (статья 23).

Не будет ли тестирование провоцировать интерес к наркотикам?

В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации вводится Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

В соответствии с законодательством СПТ является конфиденциальным. Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.

Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации.

Можно ли передать результаты СПТ третьим лица?

Да, но только в том случае, если один из родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.

СПТ помогает выявить тех, кто употребляет наркотические и/или психоактивные вещества?

СПТ не выявляет конкретных студентов, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза!

СПТ - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

Могут ли родители присутствовать во время проведения СПТ?

В соответствии с п.10 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» при проведении тестирования допускается присутствие в кабинете (аудитории) в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и необходимость активных действий по предотвращению вовлечения ваших детей в наркопотребление;

ДА - если Вы испытываете чувство озабоченности или беспокойства в отношении своего ребенка;

ДА - если Вы активны и приветствуете профилактические меры в интересах Ваших детей!

По завершении тестирования студент получает краткую информацию о своем личном социально-психологическом профиле. Если Вы или ваш ребенок заинтересованы в более подробной информации о ресурсах личности в контексте преодоления жизненных трудностей, рисков и угроз окружающей среды, мы приглашаем вас на консультацию с психологом.

Получить консультацию психолога Вы можете по ссылке. На консультацию необходимо принести социально-психологический профиль прошедшего тестирование.

Благодарим Вас за помощь в профилактике распространения факторов риска среди наших детей!