«Самое главное в ЛЭТИ – это интересные люди»: выпускник ФЭЛ 2024 о том, как учиться, чтобы было легко

«Самое главное в ЛЭТИ – это интересные люди»: выпускник ФЭЛ 2024 о том, как учиться, чтобы было легко

Победитель конкурса «Студент года ЛЭТИ», выпускник факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 2024 года Илья Ануфриев рассказал, как начать научный путь в Первом электротехническом и получить финансирование своей разработки.

07.07.2024 906

Илья Ануфриев – выпускник магистратуры СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 2024 года, обучавшийся на факультете электроники по программе «Нанотехнология и диагностика». В 2024 году он стал победителем конкурса «Студент года ЛЭТИ» в номинации «Лучший в научном и техническом творчестве».

За 6 лет в ЛЭТИ Илья занимался исследованиями в нескольких научных областях, участвовал в совместных с другими университетами проектах, а также стал победителем грантового конкурса в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и получил финансирование собственного научного проекта. Выпускник рассказал, где начинается научная карьера в ЛЭТИ, в каких направлениях можно реализовать себя в университете и какие личные качества необходимы каждому студенту Первого электротехнического.

– В 2024 году Вы стали победителем конкурса «Студент года» в номинации «Лучший в научном и техническом творчестве». Расскажите, какой наукой Вы занимаетесь?

– Я занимаюсь нанотехнологиями и их применением в медицине, в фармацевтике. Мы создаем лекарства с целевой доставкой, в частности, липосомальные препараты. Часть технологий разрабатывается в Национальном научном медицинском исследовательском центре им. В.А. Алмазова, а часть здесь, в ЛЭТИ. Мы занимаемся электрохимическим анодированием алюминия: простыми словами, создаем такие пластинки, которые обладают порами очень маленьких размеров, около сотен нанометров.

– Расскажите о том, как начался Ваш научный путь?

– На 2 курсе учебы мне стало недостаточно, я знал, что в университете можно заниматься научной деятельностью и начал интересоваться возможностями у преподавателей. На кафедре микро- и наноэлектроники моим наставником стал Вячеслав Алексеевич Мошников. Всю мою студенческую жизнь он направлял меня, давал советы и поддерживал. Также я благодарен своему научному руководителю, заместителю декана факультета электроники по учебной работе Екатерине Николаевне Муратовой, она научила меня основам. Очень многое для меня сделал и заведующий научно-исследовательской лабораторией нанотехнологий «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Дмитрий Владимирович Королев.

– Какими были Ваши первые научные проекты?

– Сначала наша кафедра совместно с коллегами из Политеха Петра Великого исследовала фуллеритовые нано-плёнки – это плёнки из шариков, состоящих из молекул углерода. Мы изучали, как через них проходит электричество. После этого мы стали заниматься тем, о чем я уже рассказывал – электрохимическим анодированием алюминия.

– Вы выиграли индивидуальный грант в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Расскажите о проекте-победителе «Липосомальный экструдер и мембраны для экструзии» и своем участии в конкурсе.

– У меня появилась идея прибора для применения в медицинских целях. Для создания лекарственных препаратов нужен специальный прибор, материалы для которого возможно производить на кафедре микро- и наноэлектроники. Таким образом у меня получилось объединить два направления научной деятельности, которые мне интересны. Я начал реализацию идеи, а Екатерина Николаевна подсказала, что существует такой конкурс, направленный на коммерциализацию проекта. Нужно было продумать концепцию, способ производства, изучить аудиторию разработки, рассчитать перспективы проекта. Из 4,5 тысяч участников грант получили 1,5 тысячи, и я среди них. Главный приз – 1 миллион рублей на реализацию проекта.

– Как Вам удавалось совмещать эту деятельность с учебой?

– Я не считаю, что учиться – это сложно. Иногда достаточно посещать занятия. Да, нужно готовить много документов и отчетов. На 3 курсе нужно было снять, обработать и защитить около 20 лабораторных в одном семестре – это много. Кто-то начинает «сачковать», но самое главное – хотеть учиться и выполнять все в срок.

– Какие предметы нравились Вам в процессе обучения?

– Сейчас я заканчиваю магистратуру по направлению «Нанотехнологии и микросистемная техника», факультет электроники. В бакалавриате я учился на направлении «Электроника и наноэлектроника». На первом курсе мне нравилось «Введение в специальность», которое вёл Артем Юрьевич Грязнов. Было забавно и интересно – каждое занятие напоминало стендап. Я считаю, предмет становится привлекательнее для студента, если преподаватель – интересный человек. Мне нравились предметы, связанные со специальностью: алгебра и геометрия, математический анализ, а также социология у Владимира Александровича Глухих. Даже несмотря на то, что у нас было дистанционное обучение, эти занятия были интересными.

– Что бы Вы посоветовали другим студентам, которые только в начале научных поисков?

– Человеку, который только хочет начать, стоит собрать все свои волю и силы, прийти на кафедру, на которой он учится. Это как с выбором университета: ты никогда не уверен, что поступил куда нужно и потом сможешь зарабатывать миллион долларов с полученным дипломом. Поэтому: обращаешься на кафедру, выполняешь предложенную работу, развиваешься в ней, если тебе это нравится, или получаешь другие задания. Нужно не бояться обращаться к преподавателям по профильным предметам, напоминать о себе своему научному руководителю.

– Какие качества, на Ваш взгляд, помогают в студенческие годы?

– Самое главное качество, необходимое, чтобы хорошо учиться, – это умение заставить себя. После школы ты уезжаешь от родителей, чувствуешь свободу, получаешь возможность не пойти на занятия, если не хочется. Меня, например, на 1 курсе вызывали в деканат за прогулы. Самоорганизация – самое главное качество в жизни и на работе тоже. Ты знаешь, что нужно сдать много работ, значит садишься и выполняешь их, не отвлекаясь.

– Сейчас Вы заканчиваете магистратуру ЛЭТИ. Расскажите, какие моменты были самыми яркими за годы учебы?

– Чаще всего я именно учился или занимался спортом. На парах бывали интересные случаи, разные казусы. Например, один преподаватель часто рассказывал нам анекдоты. В нашем университете насыщенная студенческая жизнь, проводится много мероприятий, соревнований, есть спортивные секции. Я думаю, даже если тебе не очень интересна наука, то хорошо провести время тут все равно получится: есть хор, танцы, музыкальные группы. В общем, все, что хочешь, можешь найти точно. Но самое главное в ЛЭТИ – это интересные люди.

– А кого еще Вы бы внесли в список интересных людей университета, кроме тех, кого уже упоминали?

– Декана нашего факультета Виктора Борисовича Бессонова, доцента кафедры микро- и наноэлектроники Наталью Владимировну Андрееву… Таких преподавателей много.