«Переход в онлайн режим не повлиял на качество образования»: ведущие российские университеты уверены в качестве дистанционного преподавания

«Переход в онлайн режим не повлиял на качество образования»: ведущие российские университеты уверены в качестве дистанционного преподавания

Ассоциация «Глобальные университеты» опубликовала заявление, в котором выразила обеспокоенность обсуждением в СМИ вопросов качества реализации образовательных программ в дистанционном формате.

24.11.2020 339

По мнению членов Ассоциации, применение вузами дистанционных образовательных технологий полностью соответствует действующему закону «Об образовании в Российской Федерации» и не свидетельствует об одностороннем изменении ими договора об оказании образовательных услуг.

При этом практика показывает, что в ряде случаев интенсивность образовательного процесса усиливается, а количество часов, которые преподаватели и студенты проводят в контакте, увеличивается.

Подходы ведущих университетов основаны на сохранении или увеличении объема и качества текущего контроля – от студентов требуется каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам, а преподаватели должны их проверять в ускоренном режиме.

Университеты несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей техническими средствами связи и программным обеспечением. В среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на помещениях и сокращении академической мобильности.

При этом повышенные затраты на становление и стабилизацию существующего процесса университеты считают инвестициями в повышение его качества. Работа над совершенствованием дистанционных форм применительно к особенностям различных направлений будет продолжена, а университеты будут обмениваться лучшими практиками.

Полный текст заявления членов Ассоциации «Глобальные университеты» о качестве дистанционного преподавания

«Департамент образования и профессорско-преподавательский состав СПбГЭТУ «ЛЭТИ» прикладывают все усилия для поддержания качества образовательного процесса на высшем уровне. Накопленный в весеннем семестре опыт применения современных образовательных и информационных технологий, а также технических средств позволяет сделать дистанционное обучение достаточно эффективным.

Ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Николаевич Шелудько принял правильное решение о начале учебного года в очном формате, а при существенном ухудшении эпидемиологической обстановки – о переходе на смешанный формат обучения с очными практико-ориентированными занятиями. Эти решения позволили максимально глубоко интегрировать студентов первого курса в образовательный процесс и дать им возможность выполнить лабораторные работы по физике, тем самым заложив фундамент для дальнейшего обучения в ЛЭТИ.

Благодаря дистанционному формату обучения, университет получил узаконенную возможность проводить защиты выпускных квалификационных работ в онлайн-режиме, что открывает перспективы по расширению программ «два диплома».

Для обучающихся положительной стороной является нахождение в домашней обстановке, что позволяет им испытывать меньший стресс во время сдачи экзаменов и зачетов.

СПбГЭТУ «ЛЭТИ» начал создавать онлайн-курсы задолго до пандемии. В настоящее время мы имеем большое количество курсов, размещенных на университетской платформе LETIteach, а также на национальной платформе «Открытое образование».

Я хотел бы отдельно отметить авторский курс заведующего кафедрой физики Александра Сергеевича Чирцова «Электричество и магнетизм». Разделение материала в соответствии с уровнем знаний обучающихся и умеренно «математизированный» стиль изложения позволяют студентам овладеть базой для эффективного самостоятельного выполнения электротехнических, радиотехнических и электродинамических расчетов проектируемых устройств. Среди других достоинств онлайн-курса – развитая система контрольного тестирования, сопровождение курса интерактивными онлайн-моделями изучаемых явлений и систем, возможность автоматизированной разработки сложных компьютерных моделей изучаемых систем и выполнения самостоятельных мини-исследований с элементами научного поиска».

Директор Департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Александрович Галунин

Для справки

Ассоциация «Глобальные университеты» была создана в феврале 2014 года с целью координации деятельности и консолидации усилий организаций высшего образования — членов Ассоциации в сферах высшего и дополнительного профессионального образования, а также научной и инновационной деятельности.

В состав Ассоциации «Глобальные университеты» входят вузы – участники Проекта 5-100: БФУ им. И. Канта, ДВФУ, Университет ИТМО, КФУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, НГУ, РУДН, Самарский университет, Сеченовский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбПУ, СФУ, ТГУ, ТПУ, ТюмГУ, Университет Лобачевского, УрФУ и ЮурГУ.