У науки нет границ!

У науки нет границ!

8 февраля отмечается День российской науки. Своим мнением о развитии науки в стране и в университете мы попросили поделиться проректора по научной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» М.Ю. Шестопалов.

07.02.2017 250

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

(М.В. Ломоносов)

 

8 февраля отмечается День российской науки, приуроченный к дате основания Российской академии наук, учреждённой по повелению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. На протяжении всей своей истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» вносит вклад в развитие отечественной и мировой науки. Мнением о развитии науки в стране и в университете поделился проректор по научной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» М.Ю. Шестопалов.

– Михаил Юрьевич, расскажите о последних тенденциях развития науки в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

– Существующий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в ЛЭТИ порядка 800 млн. рублей в год, в пересчете на численность научно-педагогического состава, на каждого приходится более, чем 1,1 млн. рублей. Это хороший показатель, он соответствует топовым вузам России. Результаты ряда научных исследований ЛЭТИ на мировом уровне. В прошлом году были определены приоритетные направления исследований – так называемые стратегические академические единицы. К ним относятся такие передовые научные направления, как углеродная электроника, биомедицинская инженерия, радиофотонные и терагерцовые технологии. Результаты, полученные по этим направлениям в 2016 году – хорошие, мы ожидаем развитие данных направлений и в 2017, 2018 годах, но это не значит, что другие направления стоят на месте, не развиваются.  

- С чего начать молодому студенту?

- Стоит отметить, что студенты СПбГЭТУ «ЛЭТИ» очень активны. Они хотят работать, начиная с первого курса. Однако, я убеждён в том, что в первые два года обучения необходимо заложить фундамент. Затем студенту нужно работать в научной группе, искать руководителя, чтобы это совпадало с его интересом. Профессора кафедры обращают внимание на наиболее способных подопечных, и они непременно получают свой шанс. Студенты могут начать свою работу на кафедре или на профильном предприятии.

В основе науки всегда лежит вопрос: Как это сделать? – Не знаю, и никто не знает. С этого момента начинается наука. Дальше передается опыт старшего поколения, профессоров. Студенту необходимо помогать, расширять его кругозор, проводить конференции, молодежные, студенческие, всероссийские, международные. Например, сейчас, с 1 по 3 февраля, прошла конференция IEEE молодых ученых в области электротехники и электроники. Конференция проводилась на английском языке, это опыт, обмен знаниями. Невозможно взять студента, окунуть его с головой в научное направление, а потом сразу открытие. Так не бывает. Я помню свою первую встречу с нашим Нобелевским лауреатом Жоресом Ивановичем Алферовым в 1979 годы, я был тогда еще школьником. Этот день в январе месяце во многом предопределил дальнейший путь поступления в ЛЭТИ.

- Вы пришли в науку, потому что Вас вдохновили?

- Все как у всех. Закончил ЛЭТИ с отличием, оставили работать на кафедре, через некоторое время поступил в аспирантуру. Проходил стажировку в университете в Германии, что тоже укрепило мой жизненный выбор. Затем я вернулся и работал на кафедре, потом добавился административный функционал. Кандидатская. Докторская.

– Сейчас мир находится, в своем роде, в геополитической турбулентности, в связи с этим возникает вопрос: есть ли у науки границы?

– Моя точка зрения, у науки границы не должны существовать в принципе. С другой стороны, как у любой модели, существуют ограничения. Полностью оградить себя от внешнего мира, закрыться «железным занавесом» – полнейший абсурд, ни к чему хорошему это не приведет. Я всегда был сторонником того, что информацией нужно обмениваться на международных конференциях, молодежных школах, благодаря чему молодые ученые впитывают информацию, задают вопросы и загораются желанием работать, создавать, изобретать. Важно создавать традиции, приумножать, открывать новые направления. Вообще современные студенты – активны, они хотят впитывать, познавать, но в той информационной среде, в которой выросли. Это естественная ситуация, она связана с развитием быстрыми темпами информационных технологий, электроники. Задача лектора или профессора – преломить свой накопленный опыт к сегодняшнему дню. Использовать свои знания на современном уровне. Динамика развития университета зависит от многих факторов – финансовых, геополитических, от кадрового состава. Тем не менее, нужно стараться минимизировать препятствия, возникающие на пути ученых. Сейчас вообще период новых результатов «на стыке» (на стыке наук). Совмещение дисциплин дает новые результаты и выявляет новые области исследования. А знаете, что главное?

- Что? 

- Мы не будем стоять на месте ни при каких условиях! Главный постулат: мы все равно будем развиваться. А вот траектория этого развития, его динамика будут зависеть от многих аспектов. Главное, не потерять молодых ученых. Не потерять связь поколений.

- Что Вы посоветуете ученым России?

- Я посоветую молодым ученым… мне еще рано советовать старшему поколению. (Улыбается) Я советую никогда не останавливаться. Всегда двигаться. Развиваться. Интеллектуальный потенциал во все времена ценился высоко, это очень важная составляющая. Стараться. Стараться не опускать руки. Стараться находить контакты с другими учеными. Ставить цели и достигать их! Тяжело?!  Да, тяжело. А где просто?! Создать, накопить, разработать новый продукт или теорию. Мы должны, развивая новые научные направления, привлекать к исследованиям студентов и аспирантов, в которых я вижу будущее ЛЭТИ.