Принципы непрерывного образования «ЛЭТИ» в мировой академической повестке

Принципы непрерывного образования «ЛЭТИ» в мировой академической повестке

Статья директора Института непрерывного образования Н.В. Токарева вошла в информационный бюллетень Higher Education in Russia and Beyond, который является приложением к журналу International Higher Education, выпускаемому Бостонским колледжем (США).

28.12.2018 253

Непрерывное образование – это не только принцип обучения человека в течение всей жизни, но и традиция передачи знаний и опыта между поколениями. Из нового номера журнала «Higher Education in Russia and Beyond» читатели зарубежья смогут узнать, как этот подход сохраняется в «ЛЭТИ».

Институт непрерывного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ», в дополнение к своему основному профилю (реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации), включен в современную повестку академических исследований. Это существенный аспект, позволяющий сохранять понимание наиболее актуальных направлений образовательной деятельности в глобальном масштабе, при этом применяя полученные сведения для актуализации собственных курсов. Немаловажным является и поддержание профессиональных контактов с ключевыми партнёрами в России и за рубежом через представление докладов на крупных конференциях и публикацию статей в международных изданиях.

Завершающий год выпуск бюллетеня (выходит ежеквартально) посвящен академическому инбридингу (процессу найма университетами собственных выпускников на преподавательские позиции) и содержит, как практики конкретных университетов, так и статьи с обсуждением феномена в целом. Долгое время данный вопрос подавался в публикациях чаще в негативном ключе, однако, в настоящее время всё большее количество исследователей склонны занимать менее однозначную позицию, что и подтверждают примеры из вошедших в номер обзорных текстов (представлены кейсы НИ ТГУ, ИТМО, Самарского университета, НИУ ВШЭ, а также коллег из будапештского Central European University).

В статье Николая Токарева (директор Института непрерывного образования) «Russian Universities: Internal Recruitment Without Inbreeding», в контексте глобальной специфики феномена инбридинга, описывается прецедент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» - вуза с традицией сохранения преемственности в развитии научных школ и общего участия профессорской корпорации в организационном управлении.

«Сохранение принципа партисипаторности, на наш взгляд, обеспечивается благодаря нескольким факторам. ЛЭТИ ориентирован на интенсивное развитие (на протяжении последних лет численность преподавательского состава, научных работников и студентов менялась незначительно); сохраняет компактность (избегая как поглощения более крупными вузами Санкт-Петербурга, так и создания филиальной сети – этих примет «массовизации» академии); а также в части внутренней социальной политики рассматривает корпоративную культуру как культуру «профессорскую». Ключевой момент состоит в том, что академики ЛЭТИ, несмотря на все перемены в организации высшего образования, не согласились на делегирование управленческих решений «чистым администраторам». Именно поэтому не возникало прецедента введения системы shared governance «сверху» – механизм общественного участия уже инсталлирован в саму жизнь и обычаи университета. Борьба с внутренним рекрутингом нанесла бы этому институту существенный урон, так как подобный габитус формируется в течение длительного периода времени».

Из статьи директора ИНО Николая Васильевича Токарева «Российские университеты: внутренний рекрутинг без инбридинга»

Стоит отметить, что состав авторов этого выпуска «Higher Education in Russia and Beyond» в большей степени сформировался из постоянных участников конференций «Кадровая политика университетов» и «HR-trend». Два эти мероприятия неизменно собирают в Москве и Томске профессионалов высшей школы, ориентированных на совместную работу по разрешению наиболее актуальных вызовов российской академической среды.

В этом году на «Кадровой политике университетов» Николай Токарев вместе Алексеем Плешковым (заместитель директора ИГИТИ им. Полетаева) выступил соруководителем секции «Ценности академического мира и организационная культура университета в ситуации нарождающейся открытости», где поднимался комплекс проблем, связанных с невозможностью изолированного существования отдельного вуза в ряде сфер и областей: академическая этика, политическая (бес)пристрастность, экспертная работа, etc.

К работе на треках «HR-trend 2018» директор ИНО был приглашен как эксперт и ключевой спикер. Конференция прошла в соответствии с повесткой, предполагающей разработку новых принципов управления изменениями на основе развития человеческих ресурсов университетов. Свою миссию организаторы видят в следующем: «Сформировать ту необходимую концентрацию людей и идей, которая на выходе дает толчок к новому пониманию организации, ее культуры, ее правил и норм, ее проблем и перспектив, что дает выход к новым проектам и горизонтам».

В новом 2019 году Институт непрерывного образования продолжит исследовательскую и презентационную деятельность: уже запланированы публикации в международных журналах, получены приглашения на ключевые конференции. Кроме того, ИНО предложит студентам и сотрудникам университета новые программы профессионального и личностного развития, соответствующие лучшим современным практикам.