Петр Готфридович Ганзен: физика и лирика

Петр Готфридович Ганзен: физика и лирика

О том, как складывалась судьба преподавателя ЛЭТИ, датско-русского литературного деятеля Петра Готфридовича Ганзена (1846-1930) – в материале цикла «Герои ЛЭТИ», приуроченном к юбилею университета.

02.09.2021 462

135-летие ЛЭТИ – хороший повод, чтобы вспомнить славную историю вуза и людей, ее созидавших. Есть имена громкие – Попов, Графтио, Вологдин. Их носители стали «иконами» новых технологий, которые вывели Россию вперед, сделали полноправным участником мирового прогресса.

Но есть в нашей истории не столь известная, но не менее интересная личность, человек, который уже к началу XX века практиковал то, что высшая школа сегодня принимает как вектор своего развития. Это преподаватель ЛЭТИ Peter Emanuel Hansen или Петр Готфридович Ганзен, как его звали в России.

Петер родился 12 октября 1846 года в Копенгагене, в семье торговца, что предполагало обучение и продвижение в сфере коммерции – прекрасная перспектива благополучной жизни в Дании XIX века, но наш герой реализовался в таких профессиях, о которых его родители вряд ли имели представление.

Перипетии образования

Образование Петера по современным меркам могло бы считаться «трендовым». Обучаясь в датском реальном училище, оно же «Школа гражданских добродетелей», Петер увлекся филологией. Литература, философия, история искусств и английский язык вместе с основами физики, которые нашли применение в его карьере телеграфиста, составляют набор дисциплин, которым должен обладать и современный «универсальный студент».

Разрыв шаблона

После окончания училища Петер готовится стать актером. Такое решение противоречило семейному воспитанию и обучению Петера в Школе гражданских добродетелей. В XIX веке профессия актера была совсем непрестижна, но молодой человек ставит высокую планку – он не только успешно дебютирует на сцене Королевского театра в 19 лет, но и продолжает свое образование: Петер – вольнослушатель Копенгагенского университета, посещает лекции по литературе, истории искусств, философии. Именно в Королевском театре Ганс Христиан Андерсен вручает талантливому юноше свою книгу сказок с дарственной надписью. Несколько лет выстраивается еще одна профессиональная траектория. Но актерской карьере помешала проблема с голосом. Жизнь Петера меняется на 180 градусов – он осваивает телеграфное дело.

Как Петер стал Петром Готфридовичем

В 1871 году Петер Ганзен переезжает в Россию в качестве служащего «Большого Северного телеграфного общества» (Det Store Nordiske Telegraf-Selskab). Российская империя – отличная площадка для новой карьеры, и теперь это карьера телеграфиста.

Десять лет с телеграфией по малым и большим городам Сибири после Датского королевского театра – это еще одна достойно пройденная школа. Работая с передовыми на ту пору коммуникационными технологиями и внедряя их в российскую жизнь, Петер изучает литературный русский язык по произведениям русских классиков, попутно знакомясь и с языком глубинки – гибким и живым. Он делает первые попытки литературных переводов на датский, принесшие ему успех и известность на родине. Кстати, первый экземпляр изданного на датском языке перевода романа Ивана Гончарова «Обыкновенная история» Петер Ганзен преподнес в дар бывшей датской принцессе Marie Sophie Frederikke Dagmar – великой княгине Марии Федоровне, супруге наследника цесаревича Александра Александровича (императора Александра III).

Северная столица и Электротехнический институт

В 1881 году Ганзен переезжает в Санкт-Петербург, поступив на работу в Управление городских телеграфов. Он несет службу телеграфиста, преподает и вскоре становится заведующим одной из первых телеграфных школ при Главной телеграфной станции Санкт-Петербурга – еще одна сложившаяся карьерная история.

Но дух междисциплинарности ведет 35-летнего Петра Готфридовича к новым свершениям: он не только переводчик, открывший датскому читателю Льва Толстого и Ивана Гончарова, а российскому – Ганса Христиана Андерсена, Генрика Ибсена и Кнута Гамсуна, но и новатор в области образования, разработчик передового метода группового совместного обучения работе на аппаратах Морзе за общим столом, но с индивидуальными рабочими местами. Его методика групповой-индивидуальной работы перешагнула уже второе столетие.

Ганзен выступил также как публицист, издав, например, серию социальных очерков «Общественная самопомощь в Дании, Норвегии и Швеции». При этом Петр Готфридович проявил себя и как талантливый преподаватель английского языка, автор учебных пособий, которыми пользовались многие поколения студентов ЭТИ.  Экземпляры Ганзеновских работ хранятся в главных российских библиотеках.

Эпилог на перспективу

Петр Готфридович Ганзен проработал в Электротехническом институте с 1886 до 1906 года. С 1906 года он полностью сосредоточился на своей работе по Ведомству учреждений императрицы Марии Фёдоровны и добавил еще одну профессиональную компетенцию – выполнение государственных социальных программ и проектов. Не оставлял он и переводческую деятельность, которой был предан последние 30 лет своей жизни в России (до 1917 года) и в Дании.

Чем интересен пример Петера Ганзена, героя своего времени, для студентов и молодых ученых ЛЭТИ? Может быть тем, что в течение многих лет своей жизни он оставался «универсальным студентом»? Подобно гениям Ренессанса, он постоянно пробовал себя в других областях и технологиях. Работая телеграфистом, он думал о том, как лучше обучить этому умению; лично общаясь с Львом Толстым, схватывал все нюансы мысли русского гения для их передачи на своем родном языке; преподавал английский, настраивая будущих инженеров на глобальный уровень. И весьма знаковым является то, что двадцать лет своей карьеры Петр Готфридович посвятил именно ЛЭТИ, потому что Первый электротехнический – это основа и старт интересной жизни с перспективами во многих сферах.