ЛЭТИ в дискуссии о настоящем и будущем онлайн-образования

ЛЭТИ в дискуссии о настоящем и будущем онлайн-образования

Роль университетов в развитии человеческого капитала для цифровой экономики обсудили представители СПбГЭТУ «ЛЭТИ» с коллегами из российских и зарубежных вузов на конференции eSTARS.

10.12.2018 227

5-6 декабря 2018 года в Высшей школе экономики прошла вторая Международная научная конференция eSTARS 2018, организованная при участии международной образовательной платформы Coursera и содружества университетов европейских столиц UNICA. Основная тема конференции «Роль университетов в развитии человеческого капитала для цифровой экономики».

Участниками конференции от Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» стали директор Института непрерывного образования Николай Васильевич Токарев и директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения Александр Викторович Тимофеев.

Программа eSTARS 2018 включала обсуждение следующих основных направлений:

  • «Образование, меняющее мир», посвященного вызовам глобализации и цифровизации для развития образования;
  • «Институциональные трансформации», в рамках которого эксперты обсудили актуальные стратегии, возможности и вызовы, с которыми государство, университеты и бизнес могут столкнуться в ближайшей перспективе;
  • «Исследования и технологии», касающегося новейших технологий онлайн-образования, способных изменить образовательный процесс.

Ключевыми спикерами конференции выступили: ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов; директор по развитию платформы Coursera Шраван Голи; президент UNICA Лучано Сасо; директор по цифровому обучению Лидского университета Нил Моррис, проректор и заместитель вице-канцлера Школы стратегических инициатив Колорадского университета в Боулдере Уильям Кускин; cоредактор и сооснователь Inside Higher Ed Даг Ледерман.

Трансформация высшего образования произошла на наших глазах в кратчайшие сроки. Слушателями массовых онлайн-курсов на глобальных образовательных платформах всего за десять лет стали около 60-70 миллионов человек, сообщил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов. Согласно прогнозам, еще через 4-5 лет их станет около 200 миллионов.

В рамках панельной дискуссии эксперты обсудили вопрос, не приведет ли ставка на цифровизацию образования к противодействию со стороны абитуриентов и их родителей. Не захотят ли они вернуться к традиционным формам? Даг Ледерман в связи с этим ответил, что запросы абитуриентов и их родителей зависят от того, дает ли отдачу высшее образование с использованием онлайн-курсов. Если люди, получив такое образование, находят хорошую работу, делают карьеру и много зарабатывают, зачем возражать? Однако, по мнению Нила Морриса, существует другая проблема: к цифровым технологиям скептически относится ряд преподавателей, которые придерживаются традиционных методов. Ректор МФТИ Николай Николаевич Кудрявцев в свою очередь высказал мнение, что элементы цифровизации в образовании повышают мотивацию студентов, и этот интерес нужно использовать по максимуму.

Руководитель направления по анализу поведения потребителей Coursera Шраван Голи выступил с анализом уровня приобретенных навыков слушателями из России в сравнении с другими странами. Оказалось, что российские пользователи хорошо владеют навыками в области технологий и науки о данных, сильны в фундаментальных дисциплинах, но отстают в сфере прикладных наук и бизнес-навыков. Данные об уровне знаний пользователей были получены при помощи сравнительного анализа результатов обучения на платформе 80 тысяч российских и 3 миллионов слушателей со всего мира. Их успехи сравнивали по трем образовательным направлениям: компьютерные науки, бизнес и науки о данных.

Согласно полученным результатам, российские слушатели на платформе Coursera демонстрируют высокие результаты владения навыками пользования операционными системами, проектирования решений в области компьютерной безопасности, разработки программного обеспечения и человеко-машинного интерфейса. Самый высокий показатель у россиян – навыки работы с базами данных, при этом владение компьютерными сетями развито слабее, чем у пользователей из других стран.

Директор Института непрерывного образования Николай Васильевич Токарев и директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения Александр Викторович Тимофеев представили в рамках секции «Digital humanities» доклад «Роль процедурной риторики при проектировании онлайн-курсов», основанный на опыте создания онлайн-курсов в нашем университете. По мнению авторов доклада, большинство MOOC, размещенных в настоящее время на отечественных и международных платформах электронного образования, основано на использовании приемов вербальной и визуальной риторики. Перспективным представляется расширение инструментария для проектирования цифровых обучающих ресурсов за счет их обогащения элементами процедурной риторики, подробно описанными в рамках исследования видеоигр.

«В 2018 году наш университет предложил отечественным слушателям 7 онлайн-курсов, размещенных на российских платформах «Открытое образование», Лекториум и Stepik. Общее количество слушателей на этих курсах превысило 10 тысяч человек.

Один из этих курсов, курс профессора Сергиенко Александра Борисовича «Основы цифровой обработки сигналов», был удостоен диплома I степени на IV Международном конкурсе открытых онлайн-курсов EdCrunch Award 2018 в спецноминации «Лучший курс в области высоких технологий». На следующей неделе будет запущен англоязычный курс «Разработка мобильных систем мониторинга здоровья», авторами которого являются молодые преподаватели и ученые кафедры БТС.

Кроме того, в университете с прошлого года действует собственная онлайн-платформа LETIteach, которая используется для обучения наших студентов и слушателей Института непрерывного образования. В осеннем семестре 2018/19 учебного года студенты 29 учебных групп открытого и технических факультетов ЛЭТИ изучают 5 онлайн-курсов, в том числе, с уменьшением количества аудиторных часов».

Директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения Александр Викторович Тимофеев

Академический сектор на eSTARS 2018 был представлен экспертами онлайн-образования из ведущих университетов Европы, Америки и Азии: University of London, University of Lausanne, Emory University, University of Colorado Boulder, University of Illinois Urbana-Champaign, Tsinghua University, Hong Kong University of Science and Technology. В мероприятиях eSTARS 2018 приняли участие спикеры и слушатели российских университетов, в том числе опорных университетов и вузов-участников Проекта 5-100, а также руководители «Корпоративного университета Сбербанка» и «Университета 20.35», Мейл.ру, Яндекс и других российских лидеров цифровизации.