Яркие инсайты и team work – для технологического прорыва и трансформации высшего образования

Яркие инсайты и team work – для технологического прорыва и трансформации высшего образования

Одиннадцать молодых лидеров СПбГЭТУ «ЛЭТИ» разработали проект трансформации университета и заключили ряд партнерских соглашений в рамках образовательного интенсива «Остров 10-22».

05.08.2019 846

С 10 по 22 июля на базе Сколковского института науки и технологий (г. Москва) прошел образовательный интенсив «Остров 10-22», организованный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Университетом «20.35», АНО «Платформа НТИ», Агентством стратегических инициатив, фондом «Сколково», Российской венчурной компанией, АНО «Цифровая экономика» и глобальной конференцией по цифровым инновациям в образовании EdCrunch.

Цель форума – создание и развитие команд региональных университетов, которые будут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития.

Участниками интенсива стали свыше 1500 представителей 137 университетов из 72 регионов России, членов органов власти, предпринимателей, ученых, талантливых школьников, членов команд НОЦ, а также делегации вузов Сербии и Казахстана. Программа включала более двух тысяч мероприятий образовательного и делового характера.

«Без серьезной модернизации образовательных программ, без перенастройки исследовательских проектов достаточно трудно обеспечить достижение амбициозных целей национального развития. Наследие форума «Остров 10-22» – 300 практических проектов по развитию образовательной и исследовательской составляющих, по совершенствованию систем управления, подготовленных университетскими командами. Они будут реализованы уже в новом учебном году, и мы рассчитываем, что они дадут серьезный вклад в достижение поставленных в национальных проектах целей».

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Михайлович Котюков

По итогам конкурсного отбора, проведенного организаторами «Острова 10-22» была сформирована команда «ЛЭТИвитян» в составе 11 молодых лидеров Первого электротехнического: проректор по международной деятельности Анастасия Андреевна Минина, проректор по дополнительному образованию Тарас Владимирович Кустов, директор Молодежного НИИ Денис Николаевич Бутусов, директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения Александр Викторович Тимофеев, директор Института непрерывного образования Николай Васильевич Токарев, заместитель начальника управления информационных технологий Алексей Вячеславович Сафонов, руководитель Аналитического центра, Наталья Сергеевна Пантюхова, доцент кафедры физической электроники и технологии Андрей Викторович Дроздовский, инженер Молодежного НИИ Артур Искандарович Каримов, заместитель заведующего кафедрой систем автоматического управления по научной работе Анастасия Дмитриевна Стоцкая и заведующий кафедрой электротехнологической и преобразовательной техники Сергей Александрович Галунин.

Каждый «ЛЭТИвитянин» следовал по своей образовательной траектории в соответствии с ролью, определенной в первый день. Ежедневно интенсивная работа на «Острове» начиналась ранним утром с фитнес-дисциплин, таких как бег, кроссфит, скандинавская ходьба, аэробика, танцы, настольный теннис, йога, растяжка и тренировок по работе с ресурсными состояниями организма человека. Участников также ждали занятия по балету, акробатике и строевой подготовке.

Днем участники посещали мастер-классы и лекции от политиков, ведущих ученых, предпринимателей, инвесторов из России, США, Франции, Великобритании, Швейцарии, Южной Кореи, Израиля, Дании, Бельгии. Тематика треков охватывала изменения в области образования, модернизацию вузовской инфраструктуры, место кампуса в городской инфраструктуре, управление на основе данных, сбор и анализ информации, развитие онлайн-образования, а также другие проблемы и вызовы, стоящие сегодня перед вузами. Вечером «ЛЭТИвитяне» собирались вместе для обмена и анализа информации, полученной на занятиях, а также подготовки проекта по трансформации вуза.

«Интенсив оказался очень энергозатратным мероприятием. По озвученной организаторами статистике, средняя продолжительность ежедневного сна «островитянина» составила чуть более пяти с половиной часов. Но для меня это особых сложностей не представляло, так как благодаря утренним тренировкам и занятиям по управлению ресурсными состояниями я получал заряд бодрости на весь день. Единственное, что вызвало сложность лично у меня – невозможность быть на нескольких мастер-классах одновременно».

Директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения Александр Викторович Тимофеев

Одной из задач участников «Острова 10-22» было заключение договоренностей с региональными университетами. В рамках интенсива более 100 вузов подписали соглашение о взаимодействии друг с другом и с Университетом «20.35» в области реализации образовательных программ по искусственному интеллекту.

«ЛЭТИвитяне» познакомили своих коллег с разработками Молодежного научно-исследовательского института (МолНИИ) и достижениями в области онлайн-образования. Успехи ЛЭТИ в науке и инновациях, в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вызвали большой интерес со стороны коллег, результатом чего стало подписание договоров о сотрудничестве в различных отраслях с Российским университетом дружбы народов, Петрозаводским государственным университетом, Чувашским государственным университетом имени И.Н. Ульянова, Новосибирским государственным техническим университетом, Брянским государственным техническим университетом, Самарским аграрным университетом и другими вузами России.

Итогом работы команды ЛЭТИ на «Острове» стал проект трансформации вуза по различным направлениям, защита которого состоялась в заключительный день интенсива. В нем молодые лидеры университета сформулировали так называемые ставки – ключевые направления деятельности вуза на ближайшие 10 лет: Next Step Electronics («Электроника следующего шага») и Intelligent Acquisition and Processing («Интеллектуальный сбор и обработка данных»).

Презентацию проекта оценивали эксперты из Министерства науки и высшего образования РФ, Московской школы управления Сколково, а также победители школьных олимпиад НТИ. «Нас призывали, согласно концепции «Острова», смотреть на все изменения из будущего, а это крайне непросто в условиях быстроменяющегося настоящего, но что-то получилось, и это оценили даже самые строгие судьи – дети, наше будущее, на которое мы уже сейчас работаем!», – рассказывает проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина.

«Это было здорово! Моя толстая тетрадь полна интересных мыслей и инсайтов. На «Острове» можно было пообщаться с представителями министерства и людьми, многих из которых я знал только по видеороликам на YouTube – эта атмосфера «без галстуков» была потрясающей. Команда сработала слаженно, мы сделали очень хорошую работу по созданию стратегии развития университета. Более того, нам сильно помогали коллеги, находившиеся в ЛЭТИ. Этот опыт командной работы необходимо развивать. Чем больше людей вовлечено в управление и вкладывает интеллектуальный потенциал в будущее университета, тем лучше – это наше общее дело, наше общее место работы, наш дом».

Директор Молодежного НИИ Денис Николаевич Бутусов

В рамках трека для руководителей вузов проректор по международной деятельности Анастасия Андреевна Минина приняла участие в подготовке предложений Министру науки и высшего образования РФ по изменениям в нормативной базе в области образования, науки и инноваций, модернизации системы управления и инфраструктуры.

«Мы сделали обоснованные «ставки», которые планируем применить для развития университета, предложили дистанционные курсы, в том числе и по искусственному интеллекту, международные программы, которые заинтересовали коллег из других вузов. Главный вывод, к которому команда пришла по итогам «Острова»: вокруг нас все интенсивно меняется, но все изменения, прежде всего, необходимо начинать с себя».

Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина

По возвращении с «Острова» «ЛЭТИвитяне» представили руководству университета анализ публикационной активности, научной работы и других направлений деятельности, а также рекомендации, обозначенные в проекте. Наработки, сделанные в ходе интенсива, планируется применять в развитии вуза, начиная уже с нового учебного года.