Транслируя лучшие практики инженерного образования международному сообществу

Транслируя лучшие практики инженерного образования международному сообществу

СПбГЭТУ «ЛЭТИ» представил стратегию развития и лучшие практики инженерного образования в условиях цифровизации на саммите передовых научных исследований Times Higher Education.

16.11.2018 462

Делегация СПбГЭТУ «ЛЭТИ» приняла участие в первом глобальном саммите передовых научных исследований THE, который проходил 7-9 ноября 2018 года в Москве и был организован в партнерстве с НИТУ «МИСиС». Тема саммита: «Трансформация в исследовательские площадки мирового уровня в области естественных наук».

В состав делегации СПбГЭТУ «ЛЭТИ» вошли проректор по стратегическому развитию Виктор Анатольевич Тупик, проректор по международной деятельности Анастасия Андреевна Минина, аналитик АНЦ Никита Валерьевич Панов.

В ходе мероприятия более 20 ведущих российских и зарубежных спикеров поделились лучшими практиками и рассказали о стратегиях трансформации университетов в исследовательские центры мирового уровня.

Приветствуя участников саммита, Министр науки и высшего образования РФ Михаил Михайлович Котюков отметил: «Очень важно, что такие значимые для мирового научно-образовательного пространства мероприятия проводятся в нашей стране, совместно с российскими ведущими университетами. Это свидетельствует о признании российского образования, российских научно-образовательных центров на международном уровне».

В рамках панельной дискуссии «Трансформация современного инженерного образования», которая состоялась 9 ноября, проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина выступила с сообщением на тему «Инженерное образование в условиях цифровизации». Она представила ключевые пункты стратегии развития университета, основу которой составляет концепция формирования человеческого капитала нового поколения, что соответствует главной идее указов Президента РФ.

Целевым ориентиром реализации стратегии университета выступает конечная продукция – кадры нового социума. Это определило три основных направления деятельности: поиск и развитие талантов, формирование исследовательских компетенций и мотивация профессиональных достижений – именно они являются ключевыми условиями профессиональной востребованности и успеха наших выпускников.

«В настоящее время существует определенная проблема в системности подхода к воспитанию инженера начиная со школьной скамьи. Имеют место значительные разрывы между школой и вузом, между вузом и предприятием. Для того, чтобы нивелировать эти разрывы, наш университет выработал четкую стратегию».

Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина

Поиск и развитие талантов реализуются через отбор лучших абитуриентов и привлечение их в ЛЭТИ. Основным критерием при этом является средний балл ЕГЭ поступающих, по которому университет занимает 5-е место в России среди технических вузов по совокупности ключевых научно-образовательных направлений.

А.А. Минина представила участникам панельной дискуссии опыт ЛЭТИ по созданию регионального ресурсного центра развития образования Ленинградской области на базе школы-технопарка «Кудрово»: «Мы начинаем вовлекать школьников в научно-практическую, проектную деятельность уже со школьной скамьи, готовя потенциальных абитуриентов к осознанному выбору будущей профессии технической направленности и формируя механизмы «профессиональных лифтов» как на базе факультетов университета, так и в образовательных организациях области. Среднегодовой охват школьников области составляет 1200-1500 человек».

Формирование исследовательских компетенций у студентов происходит путем вовлечения молодежи в исследования и разработки. В университете создан молодежный Научно-исследовательский институт, в котором ребята могут заниматься исследованиями в интересах предприятий-работодателей, создавать свои стартапы, готовиться к участию в конкурсах грантов. Исследовательская компонента внедрена в учебный процесс – примером является создание учебно-научной лаборатории CDIO-ФИБС, в которой студенты за время обучения в университете имеют возможность довести задуманную разработку от технического задания до завершенного изделия с полной технической документацией.

«Мы гордимся тем, что в рейтинге востребованности вузов России занимаем 8-е место, а по трудоустройству выпускников среди технических вузов Санкт-Петербурга – первое место».

Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина

Уже сегодня ЛЭТИ реализует опережающую подготовку кадров для технологий будущего: в вузе разработан «Атлас загоризонтных профессий» с учетом приоритетных научно-образовательных направлений; совместно с предприятиями-партнерами осуществляется проработка профессий цифрового инженера, которые будут востребованы для кадрового обеспечения формирующейся цифровой экономики.

В своем выступлении Анастасия Андреевна рассказала об основном тренде, объединяющем научно-образовательную деятельность в вузе – это организация систем в рамках сквозных технологий полного цикла, включающих кадровое и научно-технологическое обеспечение индустрии для решения наиболее актуальных для нашего государства задач. Практика трансфера знаний, технологий и кадрового потенциала реализована: с ПАО «Газпром» – в процессе непрерывной подготовки инженерных кадров «школа-вуз-предприятие»; с компанией «Хевел», осуществляющей производство солнечных элементов на основе нанокристаллического кремния – постановка данной технологии на фирмы и полное кадровое обеспечение осуществлялось СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и ФТИ им. Иоффе; в создании кластера гибкой печатной электроники, организованного как полностью цифровое производство при полном технологическом и кадровом обеспечении отечественными специалистами.

«В ответ на глобальные вызовы современности и в соответствии со стратегическими национальными приоритетами РФ, ЛЭТИ в первую очередь ориентирован на человека, включая его обеспечение ресурсами, улучшение качества жизни и его эффективность в быстро меняющемся цифровом мире».