СПбГЭТУ «ЛЭТИ» отчитался о модернизации образовательной системы в рамках Проекта 5-100

СПбГЭТУ «ЛЭТИ» отчитался о модернизации образовательной системы в рамках Проекта 5-100

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» представил Совету по повышению глобальной конкурентоспособности ведущих университетов РФ итоги реализации «дорожной карты» по Проекту 5-100 за прошедший год.

30.10.2018 1043

26-27 октября в Калининграде на базе БФУ им. И. Канта проходила работа Совета по повышению глобальной конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Совет Проекта 5-100). В заседании приняли участие иностранные и российские представители научно-академического сообщества, государственные деятели, ответственные за реформы в образовании, а также признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования, входящие в состав Совета. Работу Совета возглавила заместитель председателя правительства РФ, председатель Совета Татьяна Алексеевна Голикова.

На Совете с докладами выступили представители университетских команд 21 вуза – участника Проекта, в частности БФУ им. И. Канта, КФУ, МФТИ, НИТУ «МИСиС», ТГУ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, РУДН, СПбПУ, ДВФУ и других ведущих российских вузов.

27 октября делегация СПбГЭТУ «ЛЭТИ», возглавляемая ректором Виктором Николаевичем Шелудько, выступила с отчетом о реализации «дорожной карты» по Проекту 5-100 за 2017 год. В состав делегации вошли: проректор по стратегическому развитию Виктор Анатольевич Тупик, проректор по международной деятельности Анастасия Андреевна Минина, директор Департамента науки Виктор Викторович Лучинин; доцент кафедры САУ Анастасия Дмитриевна Стоцкая.

Членам Совета была представлена стратегия развития университета, ответы на замечания, сформулированные международным советом Проекта 5-100 в прошлом году, а также показатели, отражающие динамику развития университета.

«Основу стратегии развития университета составляет концепция формирования человеческого капитала нового поколения, что соответствует главной идее указов Президента РФ. Участие вуза в Проекте 5-100 в значительной мере способствует реализации их базовых положений. Основу вектора развития университета составляют наука и инновации, сфокусированные в трех приоритетных областях – инфотехносфера, биотехносфера и энерготехносфера. Именно ЛЭТИ стоял у истоков становления и развития этих научно-образовательных направлений в нашей стране. В этих сферах мы достигли конкурентоспособных результатов мирового уровня».

Ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Николаевич Шелудько

Отчет СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на английском языке представила проректор по международной деятельности, руководитель исполнительной дирекции Программы повышения конкурентоспособности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина.

В рамках реализуемой в вузе единой научно-образовательной концепции основные усилия в отчетном году были направлены на формирование инновационной образовательной среды и расширение международной кооперации. Приоритетами в этой области стали персонифицированные образовательные траектории, академическая мобильность и мотивация профессионального успеха, как важнейшего фактора, определяющего востребованность выпускников университета.

Основу трансформации образовательной парадигмы в университете составит подготовка кадров по опережающим «загоризонтным» профессиям с учетом приоритетности направлений, развиваемых в вузе, а также профессиям «цифрового инженера», необходимым для кадрового обеспечения формирующейся цифровой экономики.

Базовые направления научных исследований в ЛЭТИ лежат в русле направлений, сформулированных в стратегии Научно-технологического развития РФ и в национальных проектах – это обеспечение безопасности и улучшение качества жизни человека; эффективность человека, в том числе, в цифровом мире; обеспечение человека ресурсами. Научно-образовательные приоритеты – инфотехносфера, биотехносфера и энерготехносфера – отражают как научно-инновационный потенциал вуза, так и его образовательную парадигму. Научные достижения ученых вуза служат основой для создания новых образовательных программ, включая англоязычные магистерские программы и дистанционные курсы.

В докладе были представлены результаты мирового уровня, полученные учеными ЛЭТИ, в том числе: многоуровневая нейроподобная память с 6 уровнями логических состояний; технология молекулярной сборки из жидкой фазы для формирования наноразмерной памяти нового поколения, запатентованная в Европе и США; «лаборатория на чипе» – оригинальная методика и база данных для экспресс-идентификации патогенов и оценки их антибиотикорезистентности, для экспресс-диагностики стрессовых состояний человека, таких как инфаркт миокарда и инсульт; достижения в области алмазной электроники – начиная от технологий выращивания синтетических кристаллов и эпитаксии алмазов и заканчивая созданием приборов на их основе, которые внедрены в первое в России инновационное производство и не имеют зарубежных аналогов. В раздаточных материалах были представлены другие передовые разработки ученых ЛЭТИ.

В ЛЭТИ реализуется практика трансфера знаний, технологий и кадрового потенциала: с ПАО «Газпром» – в процессе непрерывной подготовки инженерных кадров «школа-вуз-предприятие»; с компанией «Хевел», единственной в РФ компанией, которая промышленно выпускает солнечные элементы на основе нанокристаллического кремния – постановка данной технологии на фирмы и полное кадровое обеспечение осуществлялось СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и ФТИ им. Иоффе; в создании кластера гибкой печатной электроники, организованного как полностью цифровое производство при полном технологическом и кадровом обеспечении отечественными специалистами.

«Основным трендом сегодня является организация систем в рамках сквозных технологий полного цикла, включающих кадровое и научно-технологическое обеспечение индустрии для решения наиболее актуальных для нашего государства задач. Фактически, мы реализуем модель «Университет, который капитализирует знания и создает новые индустрии, включая их кадровое обеспечение». Мы уверены, что данная стратегия позволит нам обеспечить к 2020 году достижение новых значений базовых показателей и внести значительный вклад в выполнение указов Президента РФ».

Проректор по международной деятельности, руководитель исполнительной дирекции Программы повышения конкурентоспособности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина

Заместитель председателя правительства РФ, председатель Совета Т.А. Голикова отметила позитивную траекторию развития российских вузов и имеющийся потенциал, а также напомнила о возложенных на вузы задачах и взятых ими обязательствах: «Проект 5-100 очень хорошо воспринимается не только образовательным, но и бизнес-сообществом. На сегодняшний день вузы – участники проекта являются региональными опорными структурами, вокруг которых собирается бизнес, развивается образовательное и научное сообщество. И конечно, нам очень хочется, чтобы они были реальными лидерами образовательного рынка».

По итогам своей работы Совет подготовит для Министерства науки и высшего образования РФ рекомендации о продолжении государственной поддержки университетов Проекта «5-100» и предложения для вузов по актуализации программ повышения конкурентоспособности.