Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки

Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки

8 апреля состоялось заседание Ассоциации «Глобальные университеты», на котором были подведены итоги Проекта 5-100, а также были обсуждены его эффекты для российской системы образования.

08.04.2021 1149

В заседании приняли участие ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Николаевич Шелудько и проректор по научной работе Виктор Анатольевич Тупик.

Председатель Совета Ассоциации, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов сделал обзор реализации программ глобального продвижения в разных странах. Он отметил, что за последние 25 лет в системах высшего образования было запущено более 40 инициатив поддержки международной конкурентоспособности вузов, инвестиции составляют $ 50 - 750 млн в среднем на 1 университет. Я.И. Кузьминов рассказал, что Китай первым вступил в университетскую «гонку» в 1995 году, у него был целый ряд программ со средним финансированием в рассечете на 112 млн долларов в год. Если посмотреть на то время, за которое реализовался Проект 5-100, китайские вузы выросли по количеству позиций в предметный рейтингов в 10 раз, и почти в пять раз увеличилось количество вузов в предметных рейтингах.

Второй вступила Корея, с финансированием похожим на российское, там было порядка 50 млн долларов на вуз в год, и у Кореи рост несколько меньше, чем китайский – по количеству позиций рост в 6,2 раза, хотя база была лучше, чему  китайцев. Германия и Франция присоединились прямо перед Россией. Рост позиций их вузов в предметных рейтингах очень серьезный, но ниже, чем у китайцев. Количество позиций немецких вузов выросло в 5 раз, а французских – в 8,2 раза.

По словам Ярослава Ивановича Кузьминова, Россия показала самые лучшие результаты, самые очевидные результаты. Количество вузов в предметных рейтингах увеличилось в 15,5 раз, а количество позиций – в 26,4 раза.

«Я считаю, что это успешный проект. Это действительно серьезный сдвиг и в международных позициях нашей страны в глобальном разделении академического труда, Вузы проекта 5-100 сегодня лидируют на российском образовательном рынке. Они занимают ведущие позиции по качеству приема, а это важнейший показатель репутации, в них поступает половина победителей олимпиад. Доля иностранных студентов в расчете на один вуз увеличилась в 2,6 раза, доля аспирантов – в 2,4 раза. Вузы проекта 5-100 выступили инициаторами развития цифрового образования в России – учредили Национальную платформу открытого образования, размещают курсы на Coursera. Проект 5-100 обеспечил рост публикаций в международных научных журналах более чем в 4 раза, количество цитирований, свидетельствующее о качестве публикаций,– в 6,4 раза».

Ректор ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов

С мнением Я.И. Кузьминова согласился научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Евгеньевич Волков. Он сказал, что благодаря Проекту 5-100 удалось достичь высоких результатов при относительно небольших инвестициях – другие страны тратили на аналогичные проекты намного больше, и члены международного совета проекта солидарны с этой позицией. По данным Счетной палаты РФ, доля расходов на Проект 5-100 в общем финансировании высшего образования в нашей стране составляла от 4,5% в 2013 году до 2,9% в 2020 году.

«Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки. Произошел в большей степени качественный, а не количественный сдвиг. Проект существенно усилил университетскую науку, без которой продвижение в рейтингах было бы невозможно. Программы академического лидерства – это общепризнанный инструмент развития научных и образовательных систем во всем мире, и объем финансирования аналогичных программ в других странах несопоставим с объемом финансирования в России. Одним из главных результатов стало формирование в стране группы университетов-лидеров, которые задают тренды для всей системы высшего образования и науки».

Директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ Светлана Александровна Меркушина

С тем, что Проект 5-100 завершен успешно, согласился и вице-президент РАН Алексей Ремович Хохлов. По его мнению, в начале 2010-х, когда проект стартовал, «необходима была определенная встряска», оценка наших вузов на международном уровне.

«Проект 5-100 мы считаем одним из самых удачных проектов по замыслу, по постановке целей и достигнутым результатам. Это первый отечественный опыт, целью которого было повышение конкурентоспособности вузов – не только на внутреннем российском пространстве, но и на мировой арене. Это полноценный конкурс международного формата, который дал вузам-участникам первый опыт – и он был весьма удачным».

Ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Николаевич Шелудько

«Как бы кто ни относился к конкурсу на его протяжении – и критики было много – тем не менее, результаты налицо. Те вузы, которые в нем участвовали, безусловно, стали заметны на международной научно-образовательной арене. Заметно, в разы увеличилось присутствие вузов в рейтингах. Рейтинги мы считаем достаточно объективным показателем, на который ориентируется наша целевая аудитория – и будущие студенты, и перспективные исследователи. И в этом смысле Проект безусловно решил свои задачи», – отмечает Виктор Николаевич Шелудько.

К числу положительных сторон Проекта ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» также относит внимательное отношение Международного совета, который выступал не просто как контролирующий орган: «При рассмотрении программ развития и хода выполнения этих программ Совет старался показать университетам их сильные и слабые стороны, что очень важно в контексте международного соревнования. Регулярно заслушивая программы развития вузов и их корректировку, Совет давал советы, как эффективнее, как лучше двигаться дальше».

Источник: официальный сайт Ассоциации «Глобальные университеты»