Магистрант из Ирана Нима Батай: о сильных сторонах ЛЭТИ, сложностях русского языка и питерской природе

Магистрант из Ирана Нима Батай: о сильных сторонах ЛЭТИ, сложностях русского языка и питерской природе

Сейед Нима Таяарани Батай, студент англоязычной магистерской программы «Computer Science and Knowledge Discovery» («Компьютерные технологии и методы извлечения знаний»), поделился впечатлениями об учебе на кафедре вычислительной техники, красивой и немного запутанной архитектуре ЛЭТИ и о том, что он любит в Санкт-Петербурге.

17.07.2019 631

– Откуда вы приехали в Санкт-Петербург? В каком университете вы окончили бакалавриат? Почему для поступления в магистратуру выбрали именно ЛЭТИ?

– Я приехал из Ирана, где учился в бакалавриате в Технологическом университете имени Амира Кабира – он является одним из лучших в стране. Я обучался на образовательной программе, посвященной компьютерной электронике. После окончания обучения работал в течение трех лет. После этого я почувствовал, что мне нужно продолжить образование. Я хотел получить степень магистра, поэтому искал разные возможности. Один из моих друзей, окончивших ЛЭТИ в этом году, рассказал мне о преподавателях вашего университета. Он сказал, что преподаватели здесь заботятся о студентах. Если у студента есть какие-либо вопросы, преподаватель всегда охотно ответит на них. Также он говорил, что количество людей в группах здесь не очень большое. Например, в нашем университете в группах было много студентов, поэтому у преподавателя не было времени индивидуально отвечать на все вопросы. Но здесь есть гораздо больше времени для общения с преподавателями, чтобы задать все интересующие вопросы и даже участвовать в коротких беседах после занятий и в перерывах.

– Университет оправдал ваши ожидания? Довольны ли вы реальным положением дел?

– Я должен признаться, что в некоторых аспектах я был даже удивлен. Я не ожидал, что будет так много мероприятий во внеучебное время. Мне это очень нравится, потому что мне хочется не только учиться, но и развиваться культурно. Здесь я могу заниматься спортом, посещать прекрасные музеи Санкт-Петербурга, ходить на экскурсии, к которым можно присоединиться бесплатно и увидеть весь город. Кроме того, преподаватели, как и говорил мой друг, великолепны. Я всем доволен в ЛЭТИ.

– Как вы узнали о программе Computer Science and Knowledge Discovery? Что вам в ней понравилось?

– Мое представление об университете исходит из того, что я вижу на этой программе. Все, что я только что рассказал вам, относится именно к ней. Общение с преподавателями очень радует. Например, после окончания семестра он уже не является вашим преподавателем, но если вы зададите ему вопрос, он сразу же вам ответит. Более того, преподаватели следят за вашими успехами: «Вы задавали вопрос на прошлой неделе. Хватило ли вам моего ответа? Вы хотите выполнить что-нибудь еще, связанное с этой темой?».

В любой программе важны две вещи: преподаваемые курсы и то, как вы можете общаться с преподавателями и получить знания, которые они хотят вам дать. Я считаю, что в этих двух аспектах моя программа прекрасна. Очень много разных тем включено в эту программу. Когда я подавал заявление в этот университет и на эту конкретную программу, я узнал, что список курсов очень большой. Это хорошо для меня, магистранта, который хочет получить знания в разных областях. Такие студенты могут узнать, в какой сфере они действительно заинтересованы. Я изучил эти темы, получил общее представление обо всех областях и могу выбрать, какую конкретную область я хочу исследовать дальше. Я думаю, что эти аспекты являются сильными сторонами ЛЭТИ.

– Какие у вас планы после выпуска? Какие перспективы вы для себя видите после окончания ЛЭТИ?

– После окончания обучения на этой программе одна из моих главных целей – получить еще одну степень и продолжить свое образование. Тем не менее, есть большая вероятность того, что, если я найду хорошую работу, наверное, начну работать. Сейчас я хочу получить как можно больше знаний, потому что понимаю, насколько это важно. После этого, когда я определюсь со своей сферой интересов, буду искать работу, связанную с этой темой.

– Как насчет ваших планов на аспирантуру? Собираетесь ли вы получить степень PhD здесь или в другом университете?

– Как я уже говорил ранее, если я найду хорошую работу, то не буду стремиться к еще одной степени. Слово «хорошая» здесь очень важно: не просто работа, а хорошая работа. Другая стратегия состоит в том, чтобы получить степень PhD. В настоящее время я работаю с двумя преподавателями – доцент кафедры вычислительной техники Филиппов Е.В. (курс «Технологии разработки программного обеспечения») и доцент кафедры алгоритмической математики Посов И.А. (курс «Компьютерные инструменты в образовании»). К сожалению, у меня не получится поработать над третьей темой, которую предложил Евгений Васильевич Филиппов. Я посчитал, что, если я буду работать сразу по трем темам, у меня может возникнуть дефицит времени. Чтобы получить степень PhD, вы должны четко понимать, над каким из конкретных аспектов вы хотите продолжить работать. Сейчас я исследую и получаю знания в разных областях, а уже на втором курсе планирую сосредоточиться на конкретной теме. Исходя из того, на чем я сосредоточусь, я решу, буду ли учиться здесь или в другом университете.

– Что вы думаете по поводу архитектуры нашего университета?

– Мне она нравится. Это не новый университет – соответственно, архитектура старая. Я не архитектор, но понимаю, что архитектура здесь прекрасна. Иногда она здесь довольно странная, и сложно понять, почему ее не сделали проще. Например, я хотел воспользоваться лестницей, чтобы перейти на четвертый этаж пятого корпуса, но ничего не понял: «Это третий или пятый корпус и что вообще происходит? Я был на этом этаже на прошлой неделе, почему я не могу его найти?». Позже я узнал, что на этой лестнице есть два пути, и я выбрал неправильный.

– Вы выучили какие-нибудь русские слова? Какие слова вы используете в повседневной жизни?

«Привет!». Самая полезная фраза, которую я здесь использую, это «Сколько это стоит?». Первое, что я узнал здесь, это «По карте, пожалуйста». Я немного говорю по-русски, но предпочитаю разговаривать с кем-то, чей родной язык не русский. Трудно разговаривать с русским человеком, потому что я понимаю, что многие слова употребляю неправильно и неправильно ставлю ударения.

– Можете назвать свои любимые места в Санкт-Петербурге? Как вы проводите свой досуг здесь?

– Первое, что мне понравилось в этом городе, это люди. Люди здесь очень добрые. У меня здесь много друзей. Сразу после этого интервью я собираюсь в поход в лес с друзьями. Здесь так много потрясающих музеев, но больше всего я люблю природу Санкт-Петербурга. Здесь много лесов, озер, на которых я бывал по нескольку раз в разные времена года. Это совершенно новый опыт для меня, который делает жизнь здесь замечательной.

Комментарий руководителя программы «Компьютерные технологии и методы извлечения знаний», заместителя декана ФКТИ по международной деятельности Дмитрия Михайловича Клионского

- Англоязычная магистерская программа «Компьютерные технологии и методы извлечения знаний» (Computer Science and Knowledge Discovery) открылась в ЛЭТИ в 2015 году и в настоящее время успешно развивается. Мы хотели изначально создать программу с широким охватом всех основных учебных и научных направлений и потому привлекли преподавателей и научных сотрудников со всех кафедр факультета компьютерных технологий и информатики. Базовой является кафедра вычислительной техники – именно на ее основе и зародилась сама программа. В числе преподавателей программы – профессора, доценты, ассистенты, заведующие кафедрами, декан и заместители декана факультета.

Особенностью программы является то, что мы активно привлекаем как зарубежных, так и русскоговорящих студентов, которые обеспечивают связь между иностранными ребятами и профессорско-преподавательским составом университета. Некоторые курсы успешно читаются несколькими преподавателями, что помогает студентам знакомиться с различными взглядами компетентных специалистов на тот или иной предмет и обеспечивает важную в настоящее время мобильность. К проведению занятий по программе активно привлекаются зарубежные преподаватели. Например, в сентябре преподавание курсов «Архитектура параллельных вычислительных систем» и «Интеллектуальные системы» будет осуществляться с участием профессоров из Германии и Индии.

У иностранных студентов, обучающихся по программе, есть уникальные возможности участвовать в научных исследованиях. Тематика их достаточно широкая и включает в себя интеллектуальный анализ данных и data mining, цифровую обработку сигналов, моделирование процессов и систем, нейронные сети в системах управления, распознавание образов и изображений, разработку мобильных приложений для прикладных задач, внедрение новых компьютерных инструментов в образование, высокопроизводительные и распределенные вычисления.

Мы стремимся к созданию, укреплению и развитию англоязычной среды на факультете и расширению географии студентов. Сейчас по программе обучаются четверо русскоговорящих магистранта и 14 ребят из стран Азии, Африки и Латинской Америки, в перспективе хотим также обучать будущих магистров из стран Европы. Нам также важно привлекать к образовательному процессу молодых преподавателей, сохраняя при этом баланс между возрастными категориями профессорско-преподавательского состава.