Институт непрерывного образования развивает публикационную и презентационную активность

Принципы непрерывного образования «ЛЭТИ» в мировой академической повестке

Непрерывное образование - это не только принцип обучения человека в течение всей жизни, но и традиция передачи знаний и опыта между поколениями. Из нового номера журнала «Higher Education in Russia and Beyond» читатели зарубежья смогут узнать как этот подход сохраняется в «ЛЭТИ».

26.12.2018 44

Институт непрерывного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ», в дополнение к своему основному профилю (реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации), включен в современную повестку академических исследований. Это существенный аспект, позволяющий сохранять понимание наиболее актуальных направлений образовательной деятельности в глобальном масштабе, при этом применяя полученные сведения для актуализации собственных курсов. Немаловажным является и поддержание профессиональных контактов с ключевыми партнёрами в России и за рубежом через представление докладов на крупных конференциях и публикацию статей в международных изданиях.

Очередным шагом в данном направлении, подтверждающим экспертный статус ИНО в академическом сообществе, стала публикация в информационном бюллетене «Higher Education in Russia and Beyond». Это приложение к журналу «International Higher Education», выпускаемому Бостонским колледжем (США), которое издаёт НИУ «Высшая школа экономики» в целях продвижения информации о ведущих российских университетах в глобальное образовательное пространство (экземпляры рассылаются во многие библиотеки американских и европейских вузов и научных центров).

Завершающий год выпуск бюллетеня (выходит ежеквартально) посвящен академическому инбридингу (процессу найма университетами собственных выпускников на преподавательские позиции) и содержит, как практики конкретных университетов, так и статьи с обсуждением феномена в целом. Долгое время данный вопрос подавался в публикациях чаще в негативном ключе, однако, в настоящее время всё большее количество исследователей склонны занимать менее однозначную позицию, что и подтверждают примеры из вошедших в номер обзорных текстов (представлены кейсы НИ ТГУ, ИТМО, Самарского университета, НИУ ВШЭ, а также коллег из будапештского Central European University).

В статье Николая Токарева (директор Института непрерывного образования) «Russian Universities: Internal Recruitment Without Inbreeding», в контексте глобальной специфики феномена инбридинга, описывается прецедент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» - вуза с традицией сохранения преемственности в развитии научных школ и общего участия профессорской корпорации в организационном управлении:

Participatory decision-making remains possible by virtue of several factors:
a) LETI is development-minded (the number of teaching staff, researchers and students has not changed much over the past few years);
b) LETI stays small (it has avoided both mergers with larger Saint Petersburg-based universities and franchising—the two signs of massification in academia);
c) in terms of internal social policy, LETI perceives its corporate culture as a ‘professorial’ culture.

But here is the key thing: despite all changes in the sphere of higher education LETI faculty did not agree to delegate all managerial decisions to ‘pure administrators.’ That is why there have been no top-bottom attempts to introduce the principles of shared governance: share governance is already installed as an intrinsic feature of university life. It would not be an overstatement to say that LETI would suffer a lot from an attempt to combat inbreeding because this is a kind of habitus that takes long to develop.

Стоит отметить, что состав авторов этого выпуска «Higher Education in Russia and Beyond» в большей степени сформировался из постоянных участников конференций «Кадровая политика университетов» и «HR-trend». Два эти мероприятия неизменно собирают в Москве и Томске профессионалов высшей школы, ориентированных на совместную работу по разрешению наиболее актуальных вызовов российской академической среды. 

В этом году на «Кадровой политике университетов» Николай Токарев вместе Алексеем Плешковым (заместитель директора ИГИТИ им. Полетаева) выступил соруководителем секции «Ценности академического мира и организационная культура университета в ситуации нарождающейся открытости», где поднимался комплекс проблем, связанных с невозможностью изолированного существования отдельного вуза в ряде сфер и областей: академическая этика, политическая (бес)пристрастность, экспертная работа, etc.

К работе на треках «HR-trend 2018» директор ИНО был приглашен как эксперт и ключевой спикер. Конференция прошла в соответствии с повесткой, предполагающей разработку новых принципов управления изменениями на основе развития человеческих ресурсов университетов. Свою миссию организаторы видят в следующем:

«Сформировать ту необходимую концентрацию людей и идей, которая на выходе дает толчок к новому пониманию организации, ее культуры, ее правил и норм, ее проблем и перспектив, что дает выход к новым проектам и горизонтам»

В новом 2019 году Институт непрерывного образования продолжит исследовательскую и презентационную деятельность: уже запланированы публикации в международных журналах, получены приглашения на ключевые конференции. Кроме того, ИНО предложит студентам и сотрудникам университета новые программы профессионального и личностного развития, соответствующие лучшим современным практикам.