Студенты ЛЭТИ позитивно относятся к онлайн-образованию

Студенты ЛЭТИ позитивно относятся к онлайн-образованию

Студенты ЛЭТИ продемонстрировали позитивное отношение к новому образовательному формату по итогам обучения на онлайн-курсах в весеннем семестре 2018/19 учебного года.

25.06.2019 902

По итогам обучения студентов ЛЭТИ на онлайн-курсах в весеннем семестре 2018/19 учебного года Службой социологического и психологического сопровождения учебного процесса по заказу ЦНОТ был проведен социологический опрос, который показал общее позитивное отношение студентов к новому образовательному формату.

В декабре 2017 года в университете была принята «Стратегия развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на 2018-2020 гг.», в которой электронное обучение признается одним из основных элементов процесса модернизации мировой системы образования, способствующих обеспечению высоких стандартов качества обучения и комфортной среды получения знаний в соответствии с актуальными вызовами времени.

В соответствии со Стратегией основной задачей профессорско-преподавательского состава университета при разработке онлайн-курсов является обогащение учебного процесса уникальным контентом. За последние несколько лет в ЛЭТИ разработано несколько десятков современных онлайн-курсов как по дисциплинам основных образовательных программ, так и по программам дополнительного профессионального образования. Онлайн-курсы ЛЭТИ размещены на международной платформе Coursera, национальной платформе «Открытое образование», российских платформах Лекториум и Stepik, на университетской платформе LETIteach.

Ранее мы уже публиковали результаты освоения второкурсниками факультета информационно-измерительных и биотехнических систем онлайн-курса по метрологии. Теперь же хотим познакомить вас с краткими итогами социологического опроса, проведенного Службой социологического и психологического сопровождения учебного процесса. Респондентами этого опроса стали 438 студентов первого и второго курсов факультета информационно-измерительных и биотехнических систем, изучавших онлайн-курсы «Экология» и «Метрология и измерительная техника»; студенты третьего курса факультета радиотехники и телекоммуникаций (онлайн-курс «Основы цифровой обработки сигналов»); студенты второго курса открытого факультета (онлайн-курс «Письменная коммуникация»). При этом курсы «Основы цифровой обработки сигналов» и «Метрология и измерительная техника» осваивались параллельно с традиционными аудиторными занятиями без уменьшения количества аудиторных часов. Обучение по курсу «Экология», за исключением консультаций, было перенесено в онлайн-пространство, а по курсу «Письменная коммуникация» вместо аудиторных занятий дополнительно к онлайн-курсу проходили еженедельные семинары в формате вебинаров. Информационно-техническое сопровождение учебного процесса с использованием онлайн-курсов выполнялось специалистами Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения.

Социологическое исследование выявило, что большинство студентов (61%), которые изучали онлайн-курсы в весеннем семестре 2018/19 учебного года, впервые на практике познакомились с таким современным образовательным форматом.

Тем не менее, первое знакомство с онлайн-образованием стало для студентов ЛЭТИ позитивным. Большинство респондентов (67%) отметило, что учиться с использованием онлайн-курсов стало интереснее, несмотря на то, что значительная часть студентов (71%) пока еще настороженно относится к такому формату и считает, что традиционные аудиторные занятия дают более крепкие и надежные знания.

Распределение голосов студентов по тому, насколько осваиваемые ими дисциплины подходят к изучению с использованием онлайн-технологий, получилось следующим. Как и следовало ожидать, онлайн-курсы вместо лекций и семинары в формате вебинаров больше всего понравились студентам очно-заочной формы обучения (91%), студенты-очники более сдержаны в оценках, но и среди них противников современных образовательных технологий, скептиков и неопределившихся оказалось немного.

Далее респонденты дали свои ответы на вопрос о том, какое количество дисциплин в семестре они были бы готовы осваивать полностью в онлайн-формате и в смешанном формате, сочетающем очные занятия и изучение онлайн-курса. Результаты оказались схожи. Смешанный формат, возможно, чуть меньше привлекает студентов, потому что в этом случае изучение онлайн-курса обычно производится без сокращения аудиторных часов занятий, что требует дополнительного времени на самостоятельную работу с его материалами и выполнения онлайн-заданий. В целом, 35% респондентов высказалось, что у них не возникало никаких проблем с освоением онлайн-курсов, 27% отметило невозможность проконсультироваться с преподавателем, 25% высказалось, что материалы курсов и задания оказались сложными для них, а для 9% студентов курсы оказались скучными.

После прослушивания курсов в качестве преимуществ онлайн-обучения студенты назвали:

  1. возможность самостоятельно организовывать процесс освоения учебной дисциплины;
  2. рациональное использование времени при освоении курса;
  3. использование видеоматериалов в учебном процессе;
  4. возможность возврата к лекционным материалам и повторного его изучения.

Наиболее важными аспектами онлайн-обучения для студентов являются:

  • 1 место: четкость и последовательность изложения учебного материала;
  • 2 место: полезность курса для специальности;
  • 3 место: занимательность курса.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что подавляющее большинство студентов ЛЭТИ по итогам прошедшего семестра вне зависимости от курса, направления и формы обучения позитивно отнеслось к включению онлайн-курсов в учебный процесс по изученным ими дисциплинам.

В ближайших планах на осенний семестр 2019/20 учебного года в ЛЭТИ запланировано изучение онлайн-курсов по таким дисциплинам как «Экология», «Метрология», «Цифровая обработка сигналов», «История науки и техники в приборостроении», «Физические основы информационных технологий», «Рентгенотехника» и другим.

Новость подготовлена Центром новых образовательных технологий и дистанционного обучения СПбГЭТУ «ЛЭТИ»