Опыт Первого электротехнического для зарубежных исследователей образования

Онлайн-образование в ЛЭТИ: уроки пандемии и взгляд в будущее

ЦНОТ продолжает работу в части позиционирования ЛЭТИ как передового университета. Очередным шагом в этом направлении стала публикация в журнале Higher Education in Russia and Beyond, одном из ключевых источников о российском высшем образовании, к которому обращаются ведущие зарубежные исследователи.

27.04.2021 2468

Перед началом весеннего семестра 2020 года к обучению с использованием дистанционных технологий должны были приступить около 1,5 тысяч студентов ЛЭТИ, однако уже более года практически каждый студент университета изучает те или иные дисциплины с помощью онлайн-курсов, разработанных преподавателями нашего или других университетов, это стало нормой, как для обучающихся, так и для преподавателей вуза.

По мере смягчения ограничений, таких как возвращение образовательного процесса (даже в сокращенном виде) в пространства кампуса, неизбежно встают вопросы: как мы распорядимся опытом, накопленным за время пандемии? Какие технологии имплементируем в «новую нормальность» академии? Как трансформируется сам принцип онлайн-обучения?

На эти и другие темы размышляют в своей новой статье An Online Learning Ecosystem: The Experience of St. Petersburg State Electrotechnical University (LETI) директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения (ЦНОТ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Викторович Тимофеев и заместитель директора ЦНОТ Николай Васильевич Токарев. Она вышла в свежем номере информационного бюллетеня Higher Education in Russia and Beyond приложения к журналу International Higher Education, выпускаемого Бостонским колледжем (США), которое издает НИУ «Высшая школа экономики» в целях продвижения информации о ведущих российских университетах в глобальное образовательное пространство (экземпляры рассылаются в библиотеки главных американских и европейских вузов и научных центров).

Очередной выпуск целиком посвящен теме цифровизации высшей школы и содержит как практики конкретных университетов, так и статьи с обсуждением феномена в целом. В допандемийный период эта тенденция чаще сопровождалась опасениями, и сам термин «цифровизация» зачастую нес в себе негативные коннотации, однако, в настоящее время все большее количество исследователей склонны занимать менее однозначную позицию, что и подтверждают примеры из вошедших в номер обзорных текстов (представлены кейсы Педагогического университета Кракова, РАНХиГС, Университета Тарту (Эстония), Университета Восточной Финляндии, НИУ ВШЭ, а также коллег из Óbuda University (Венгрия) и других образовательных центров).

По мнению авторов, ситуация вокруг COVID-19 и сопутствующие решения в области организации учебных занятий при удаленном взаимодействии студентов и профессоров вызвали необратимые процессы, которые далее подлежат регламентации и управлению в новых условиях существования университетов:

Two semesters under the quarantine restrictions changed the situation: online education got rid of its ersatz status.
Increasingly, in public and professional discussions, the voices of those who see no reason to return to the old formats after the elimination of the pandemic threats are being heard.

There is a demand for innovation, since the simple transfer of educational material into a digital format is no longer perceived as something revolutionary.

Также в статье присутствует прогноз о том, что уже с 2023-2024 года начнется постепенный закат классического формата MOOC, а далее будет происходить его замена на иные более интерактивные и динамичные воплощения идей современного педагогического дизайна. В этом предсказании авторы опираются на факт наличия действующего коммуникативного канала, в котором сейчас продвигают свои сервисы стриминговые платформы, индустрия разработки игр и другие медиа-проекты. В первую очередь, речь идет о задействовании потенциала социальных сетей, где экспоненциальный рост числа горизонтальных связей между участниками коммуникации и скорости доставки контента сопровождается возможностью отступать от принципа трансляции информации (в нашем случае знания) в пользу развертывания в режиме on demand.

С полным текстом выпуска можно ознакомиться по ссылке.