Участие ЛЭТИ в конференции eSTARS 2018 о настоящем и будущем онлайн-образования

Роль университетов в развитии человеческого капитала для цифровой экономики — в фокусе конференции eSTARS

В Высшей школе экономики состоялась Международная научная конференция eSTARS 2018, организованная при участии международной образовательной платформы Coursera. От нашего университета с докладом выступили Николай Токарев и Александр Тимофеев.

09.12.2018 315

5-6 декабря 2018 года в Высшей школе экономики прошла вторая Международная научная конференция eSTARS 2018 о настоящем и будущем онлайн-образования, организованная при участии международной образовательной платформы Coursera и содружества университетов европейских столиц UNICA. Основная тема конференции – «Роль университетов в развитии человеческого капитала для цифровой экономики».

В этом году программа eSTARS 2018 включала обсуждение следующих основных направлений:

  • «Образование, меняющее мир», посвященного вызовам глобализации и цифровизации для развития образования;
  • «Институциональные трансформации», в рамках которого эксперты обсудили актуальные стратегии, возможности и вызовы, с которыми государство, университеты и бизнес могут столкнуться в ближайшей перспективе;
  • «Исследования и технологии», касающегося новейших технологий онлайн-образования, способных изменить образовательный процесс.

Ключевыми спикерами конференции выступили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор по развитию платформы Coursera Шраван Голи, президент UNICA Лучано Сасо, директор по цифровому обучению Лидского университета Нил Моррис, проректор и заместитель вице-канцлера Школы стратегических инициатив Колорадского университета в Боулдере Уильям Кускин, cоредактор и сооснователь Inside Higher Ed Даг Ледерман.

Трансформация высшего образования произошла на наших глазах в кратчайшие сроки. Слушателями массовых онлайн-курсов на глобальных образовательных платформах всего за десять лет стали около 60-70 миллионов человек, сообщил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Согласно прогнозам еще через 4-5 лет их станет около 200 миллионов.

В рамках панельной дискусии эксперты обсудили вопрос, не приведет ли ставка на цифровизацию образования к противодействию со стороны абитуриентов и их родителей. Не захотят ли они вернуться к традиционным формам? Даг Ледерман в связи с этим ответил, что запросы абитуриентов и их родителей зависят от того, дает ли отдачу высшее образование с использованием онлайн-курсов. Если люди, получив такое образование, находят хорошую работу, делают карьеру и много зарабатывают, зачем возражать? Однако, по мнению Нила Морриса, есть другая проблема — к цифровым технологиям скептически относится ряд преподавателей, которые придерживаются традиционных методов. Ректор МФТИ Николай Кудрявцев в свою очередь высказал мнение, что элементы цифровизации в образовании повышают мотивацию студентов, и этот интерес нужно использовать по максимуму.

Руководитель направления по анализу поведения потребителей Coursera Шраван Голи выступил с анализом уровня приобретенных навыков слушателями из России в сравнении с другими странами. Оказалось, что российские пользователи хорошо владеют навыками в области технологий и науки о данных, сильны в фундаментальных дисциплинах, но отстают в сфере прикладных наук и бизнес-навыков. Данные об уровне знаний пользователей были получены при помощи сравнительного анализа результатов обучения на платформе 80 тысяч российских и 3 миллионов слушателей со всего мира. Их успехи сравнивали по трем образовательным направлениям: компьютерные науки, бизнес и науки о данных.

Согласно полученным результатам, российские слушатели на платформе Coursera демонстрируют высокие результаты владения навыками владения операционными системами, проектирования решений в области компьютерной безопасности, разработки программного обеспечения и человеко-машинного интерфейса. Самый высокий показатель у россиян — навыки работы с базами данных, при этом владение компьютерными сетями развито слабее, чем у пользователей из других стран.

Академический сектор на eSTARS 2018 был представлен экспертами онлайн-образования из ведущих университетов Европы, Америки и Азии: University of London, University of Lausanne, Emory University, University of Colorado Boulder, University of Illinois Urbana-Champaign, Tsinghua University, Hong Kong University of Science and Technology. В мероприятиях eSTARS 2018 приняли участие спикеры и слушатели российских университетов, в том числе опорных университетов и вузов-участников Проекта 5-100, а также руководители "Корпоративного университета Сбербанка" и "Университета 20.35", "Мейл.ру", "Яндекс" и других российских лидеров цифровизации.

Докладчиками от нашего университета на конференции eSTARS 2018 выступили директор Института непрерывного образования Николай Токарев и директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения Александр Тимофеев. В рамках секции «Digital humanities» ими был представлен доклад «Роль процедурной риторики при проектировании онлайн-курсов», основанный на опыте создания онлайн-курсов в нашем университете.

Также в данной секции приняли участие: Анастасия Бонч-Осмоловская  (руководитель Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ), Полина Колозариди (научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ), Уильям Кускин (проректор и заместитель вице-канцлера Школы стратегических инициатив Колорадского университета), Сергей Корниенко (профессор, руководитель Центра цифровых гуманитарных наук Пермского университета) и другие.