Директор ЦНОТ Александр Тимофеев: «Готовность к переходу на «онлайн-рельсы» – залог будущего успеха или неудачи»

Директор ЦНОТ Александр Тимофеев: «Готовность к переходу на «онлайн-рельсы» – залог будущего успеха или неудачи»

О «технологической революции» в вузах в связи с переходом на онлайн-обучение в условиях распространения коронавируса рассказывает директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения (ЦНОТ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Викторович Тимофеев.

17.04.2020 884

С наступлением эпидемии коронавируса началась ускоренная проработка системы онлайн-обучения. Стремительное вынужденное вхождение в онлайн-технологии стало для некоторых высших учебных заведений настоящим испытанием: не все вузы оказались готовы к переходу в онлайн.

О том, как с этой задачей справляется Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», с какими проблемами столкнулся вуз и каких добился успехов в дистанционном обучении студентов, рассказал директор Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения (ЦНОТ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Викторович Тимофеев.

Александр Викторович, как проходит обучение студентов в настоящее время, в условиях распространения коронавируса? Какие методики задействованы?

– Ситуация с коронавирусом поставила в сложное положение высшие учебные заведения во всем мире. Не все оказались готовы к переходу в онлайн. Тем не менее, в этой сложной ситуации можно увидеть и существенный положительный момент, который заключается в том, что образовательные учреждения вынуждены выйти из «зоны комфорта» и в кратчайшие сроки привнести современные технологические новации в свой учебный процесс. Кто из вузов не сможет провести у себя подобную «технологическую революцию» в сжатые сроки и будет заниматься имитацией успехов в борьбе с коронавирусом, тот рискует в ближайшее время утратить имеющиеся у него позиции.

Если же говорить об инструментах и технологиях, то сейчас в практически всех без исключения вузах «в бой брошены» все возможные интернет-технологии, ресурсы и возможности, а готовность к переходу на «онлайн-рельсы» преподавательского состава и централизованных подразделений, занимающихся дистанционным образованием и электронным обучением, становится залогом будущего успеха или неудачи. Главным для многих вузов будет необходимость сделать объективные выводы по итогам весеннего семестра, чтобы пусть даже «проиграть битву, но выиграть войну».

– Когда СПбГЭТУ «ЛЭТИ» начал впервые практиковать онлайн-обучение? С какой последовательностью осуществлялась диффузия интернет-технологий и образовательного процесса? Какие коммуникационные инструменты при этом были задействованы?

– Студенты ЛЭТИ уже второй учебный год учатся с использованием онлайн-курсов, которые выпускаются в нашем Центре новых образовательных технологий и дистанционного обучения. Обучение проходит на университетской платформе LETIteach, разработанной на основе открытого программного обеспечения open edX, также студенты изучают наши онлайн-курсы на национальной платформе «Открытое образование», платформах Степик и Лекториум.

За это время мы в университете накопили полезный методический, организационный и технологический опыт сопровождения учебного процесса на основе онлайн-курсов. Так, в прошлом осеннем семестре у нас проходило обучение с использованием онлайн-курсов более тысячи студентов ЛЭТИ. В начале весеннего семестра еще до возникновения ситуации с коронавирусом более полутора тысячи студентов ЛЭТИ приступили к обучению с использованием онлайн-курсов. 

Масштабные задачи по внедрению онлайн-обучения обозначены в приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Как в условиях новых реалий сегодня в ЛЭТИ реализуются эти задачи?

– В настоящее время более 30 онлайн-курсов, авторами которых являются преподаватели ЛЭТИ, уже доступны для записи студентов на портале «Современная цифровая образовательная среда». На этих курсах в рамках мероприятий по противодействию коронавирусу уже проходят обучение студенты различных российских университетов.

Каким образом решается в вузе задача соответствия компетенций преподавателя требованиям электронной образовательной среды по вопросам создания, размещения и применения электронных ресурсов?

– В университете ежегодно реализуется несколько программ повышения квалификации, нацеленных на обучение преподавателей ЛЭТИ современным инструментам создания электронных ресурсов и онлайн-курсов, сопровождения учебного процесса с использованием электронного обучения. Тем не менее, проблема цифровой подготовки профессорско-преподавательского состава университета остается насущной. И для ее решения в предыдущие годы при проведении онлайн-обучения мы использовали тьюторскую поддержку, когда молодые сотрудники ЦНОТ помогали преподавателям работать с платформами и сопровождать онлайн-обучение. Этот сервис себя хорошо зарекомендовал, и мы готовы дальше предоставлять его преподавателям.

Как ВЫ оцениваете основные преимущества и недостатки онлайн-обучения исходя их личного опыта работы в этой сфере в ЛЭТИ?

– Преимущества для слушателя очевидны – это возможность выбора: «где», «когда», «чему» и «у кого» учиться. Для университетов же открываются широкие возможности по трансформации образовательного процесса и получению конкурентных преимуществ. Это и внедрение в учебный процесс индивидуальных образовательных траекторий с минимальными затратами; это и отказ от лекций и замещение высвободившихся аудиторных часов практическими занятиями и проектной деятельностью; это и решение проблем кадрового обеспечения учебного процесса за счет привлечения собственных и сторонних онлайн-курсов.

Если говорить о недостатках, то стоит различать сложности, возникающие при реализации онлайн-обучения, и ограничения некоторых моделей онлайн-образования. Не каждого специалиста сейчас нужно и можно условно на 100% подготовить в онлайн – например, в тех сферах деятельности, где необходимо больше практических навыков и умений (технические науки, медицина и т.д.). Возникают естественные ограничения, полностью преодолеть которые в настоящее время либо экономически затруднительно, либо технологически невозможно. В этих случаях никто не мешает вузам использовать модели смешанного обучения, искать оптимальное соотношение онлайн и оффлайн обучения. Тем не менее, если рассматривать ситуацию с горизонтом 10-15 лет, то даже эти ограничения, которые сегодня кажутся непреодолимыми, могут завтра либо исчезнуть, либо существенно сдвинуться в пользу онлайн-образования.

– В настоящее время на Национальной платформе открытого образования представлены сотни онлайн-курсов от ведущих вузов, в число которых входит СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Какие уникальные онлайн-курсы предлагает вуз сегодня на этой платформе?

– Первый электротехнический университет за последние годы успел себя зарекомендовать среди других ведущих российских вузов как поставщик высококачественного онлайн-контента. В 2019 году онлайн-курс «Рентгенотехника», разработанный коллективом ЦНОТ и профессором кафедры электронных приборов и устройств СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Артемом Юрьевичем Грязновым, вошел в число победителей международного конкурса открытых онлайн-курсов EdCrunch Award 2019. А на том же конкурсе в 2018 году онлайн-курс «Основы цифровой обработки сигналов» профессора кафедры теоретических основ радиотехники Александра Борисовича Сергиенко стал обладателем диплома I степени в спецноминации «Лучший курс в области высоких технологий». Всего же сейчас на НПОО размещены и доступны для изучения 14 онлайн-курсов с участием преподавателей ЛЭТИ, и весной 2020 года на них уже записались более 13 тысяч слушателей. В том числе по централизованным заявкам, поданным другими университетами через портал «Современная цифровая образовательная среда».

Предусмотрена ли возможность общения слушателей с авторами онлайн-курсов не только для ответов на вопросы, но и для получения отзывов и рекомендаций по их совершенствованию?

– В ЛЭТИ в течение последних двух семестров проводятся социологические опросы студентов, проходящих обучение с использованием онлайн-курсов. Так, по итогам опроса в осеннем семестре этого учебного года почти тысячи студентов ЛЭТИ было выяснено, что только 10% студентов выступают за сохранение очного обучения в неизменном виде, а 65% студентов выступает за внедрение онлайн-курсов в учебный процесс, оставшиеся 25% одинаково относятся к обычному аудиторному обучению и онлайн-обучению. Также по результатам соцопроса было выяснено, что при обучении с использованием онлайн-курсов студенты в первую очередь обращают внимание на четкость и последовательность изложения учебного материала (1-е место), полезность курса для специальности (2-е место) и занимательность курса (3-е место).

Сотрудничают ли преподаватели ЛЭТИ с коллегами из других вузов по созданию совместных инновационных онлайн-курсов, модулей и других подобных проектов?

– Да, у нас есть несколько совместных онлайн-курсов с другими ведущими российскими университетами, это СПбГУ и СПбПУ имени Петра Великого. Открываются совместные онлайн-специализации и онлайн-магистратуры. Интересным также представляется опыт ЛЭТИ по участию преподавателей испанского университета г. Кадис в съемках онлайн-курса по утилизации солнечных панелей.

Какой охват слушателей онлайн-курсов от СПбГЭТУ «ЛЭТИ» сегодня, и какие коммуникационные инструменты планирует задействовать вуз с целью расширения своей аудитории?

– В начале весеннего семестра, еще до возникновения ситуации с коронавирусом, более полутора тысячи студентов ЛЭТИ приступили к обучению с использованием онлайн-курсов. В сегодняшней ситуации в ЛЭТИ уже нет студентов, которые бы не изучали по своим дисциплинам онлайн-курсы ЛЭТИ или курсы других российских и зарубежных вузов. В случаях, когда по дисциплинам не нашлись подходящие онлайн-курсы, преподаватели проводят свои занятия с использованием самых разнообразных инструментов, от Moodle до ВКонтакте.

Если же говорить про внешнюю аудиторию слушателей, то сейчас в открытом доступе более 30 онлайн-курсов ЛЭТИ, которые размещены на платформах Coursera, НПОО, Лекториум, Степик и нашей собственной университетской платформе LETIteach. Всего на отрытых онлайн-курсах ЛЭТИ этой весной уже проходит обучение около 20 тысяч слушателей.

Каких качественных и количественных улучшений планирует достичь СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в области онлайн-образования?

– Ежегодно мы выпускаем более 12 онлайн-курсов, которые потом размещаем на международных, российских и собственной платформах онлайн-обучения, и нынешний год не будет исключением, несмотря на возникшие проблемы. Более того, 2020 год должен стать годом качественных изменений, к которым ЛЭТИ уверенно шел последние несколько лет с момента, когда Ученый совет университета принял стратегию развития дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в ЛЭТИ. Среди этих качественных подвижек стоит отметить совместный проект ЛЭТИ и СПбГУ по запуску первой онлайн-специализации от российских университетов на китайской платформе XuetangX – эта специализация будет посвящена стартапам в условиях цифровой экономики. Также в сентябре 2020 года ЛЭТИ совместно с пермским Политехом запускает «100-процентную» онлайн-магистратуру по профилю «Автономные сервисные роботы».

– Сегодня в образовательной среде идет много разговоров о необходимости перевода заочного образования в онлайн. В поддержку онлайн-образования в последнее время выступает Министерство науки и высшего образования России. Может ли, на Ваш взгляд, дистанционное обучение вытеснить старые конспекты и  полностью заместить нынешнее заочное образование? Стремится ли к этому ЛЭТИ?

– Да, лично мое мнение, что заочная форма обучения, которая зародилась еще в середине 19-го века, окончательно морально и технологически устарела. Онлайн-образование бурно развивается в последнее десятилетие и за этот короткий срок успело положительно зарекомендовать себя. Поэтому, если говорить о заочном образовании, то здесь современные дистанционные технологии способны заметно увеличить аудиторию студентов, которые хотят получать качественное высшее образование без отрыва от работы. ЛЭТИ активно движется в данном направлении. Помимо совместного проекта с пермским Политехом, вуз реализует собственные заочные магистерские программы с использованием онлайн-обучения. Примером здесь может быть заочная программа подготовки магистров «Системы и технологии цифровой медицины», которая будет запущена осенью 2020 года с активным использованием онлайн-курсов.