Подробная типология электронных образовательных ресурсов

Помимо формата MOOC, можно выделить около десятка методик организации электронного обучения. Несмотря на внешнее сходство, они призваны служить разным педагогическим задачам. Попробуем составить перечень ЭОР, опираясь на их особенности.
25.09.2017 6443
Подобно тому, как за многообразием аддитивных технологий закрепилось общее наименование 3D-печать, все онлайн-курсы, с момента своего официального признания, традиционно называют MOOC. Это не совсем верный подход: так, если курс рассчитан на поддержку не более 100 студентов, его сложно причислить к массовым, корпоративный доступ противоречит принципу открытости и так далее.
Попробуем составить перечень ЭОР, опираясь на их особенности:
MOOC (massive open online course) – наиболее распространенный формат, предполагающий открытый набор, широту охвата аудитории и ориентацию на освоение базовых знаний по дисциплине. Часто имеет асинхронную систему перезапуска.
BOOC (a big open online course) – в отличие от MOOC, эта категория онлайн-курсов предлагает слушателям более глубокое погружение в специфику предмета, в т.ч. за счёт увеличения нагрузки и продолжительности занятий.
DOCC (distributed open collaborative course) – этот формат появился относительно недавно, но уже успел приобрести определенную популярность в корпоративном секторе eLearning. Его специфику можно кратко охарактеризовать следующим набором атрибутов: внимание к разнообразию подходов к обучению и потребностей студентов, децентрализация образовательного процесса и трансляция знания от распределенной сети специалистов.
LOOC (little open online course) – парадигма этого ЭОР выстраивалась из проблемы поверхностного вовлечения слушателей MOOC (при старте массовых онлайн-курсов наблюдается существенный отсев слушателей уже в первые дни обучения). Авторы подхода предложили концепцию, в которой изначально формируются малые группы, заинтересованные в освоении материала. Распространена реализация LOOC в LMS-среде университетов и компаний.
MOOR (massive open online research) – в контексте данного подхода можно говорить о R&D-платформах открытого доступа. Таким образом, организатор, преследуя задачи интенсификации и форсирования научных исследований, «раздвигает стены» своей лаборатории, в то время как участники (аспиранты и молодые учёные) получают возможность приобщиться к работе ведущих учёных, а, в случае успеха, и войти в число соавторов публикаций и открытий. Данный формат причисляют к наиболее перспективным сценариям развития электронного образования.
SPOC (small, private, online courses) – само обозначение впервые применил профессор Армандо Фокс из Калифорнийского университета Беркли в 2013 году, однако формат уже успел снискать популярность в сфере корпоративного обучения. Во многом, принципы этого подхода совпадают с LOOC, однако стоит подчеркнуть идею баланса в распределении ресурсов преподавателя, лежащую в его основе. Речь идёт о ЭОР, как ключевом элементе системы смешанного обучения и модели «перевернутого класса», когда высвободившееся, за счёт дистанционной компоненты время, используется для увеличения числа семинаров и практических занятий со студентами.
Стоит отметить, что эволюция онлайн-курсов в последнее время преодолела тенденцию к расширению многообразия, а ключевые игроки сферы eLearning переключились на моделирование электронных образовательных систем, сочетающих лучшие педагогические практики цифрового и офлайн образования. Наиболее интересным примером такого рода является формат MOOC 4.0