Роль печатных изданий в онлайн-образовании

Почему нам всё еще нужны печатные учебники?

Сегодняшние студенты ощущают себя сами и воспринимаются преподавателями как «цифровые аборигены». Действительно, это первое поколение, которое выросло в окружении новых технологий, буквально, со смартфоном в руках. Но должны ли исчезнуть аналоговые источники знаний в эпоху онлайн-образования?

1382

Сегодняшние студенты ощущают себя сами и воспринимаются преподавателями как «цифровые аборигены». Действительно, это первое поколение, которое выросло в окружении новых технологий, буквально, со смартфоном в руках. 

Учителя, родители и чиновники от образования принимают во внимание растущее влияние цифровизации: к примеру, с каждым годом всё большее число школ и вузов заменяют печатные издания и учебники их электронными аналогами – ридерами и планшетами.
За рубежом эксперименты в этой сфере проводятся уже не первый год. Так еще 2009 году в Калифорнии был принят закон, требующий, чтобы все учебные пособия в колледжах были доступны в электронной форме (полная реализация намечена на 2020 год). Аналогичное решение было принято властями Флориды в 2011. Похожие инициативы наблюдаются в Европе и России (особенно в крупных городах).

Оценивая эту тенденцию, учителя, школьники, студенты и их родители могут предположить, что в основе таких реформ лежит неоднократно подтвержденный факт, гарантирующий лучшие результаты обучения в случае тотальной замены учебников цифровыми копиями. Как правило, такие заявления провоцируют две полярных реакции: алармистскую – «всё образование уходит в онлайн, школы и университеты более не нужны» или подчёркнуто восторженную – «новые технологии открывают новую главу в качественной профессиональной подготовке».

Однако, детальное рассмотрение вопроса показывает, что ситуация не может быть интерпретирована однозначно. Конфликт между восприятием с экрана и чтением текста с печатного листа еще далёк от завершения, а удобство обращения с гаджетами не конвертируется автоматически в успех освоения учебного материала.

Особого внимания заслуживает доклад по итогам исследования, опубликованный в конце прошлого года [Patricia A. Alexander, Lauren M. Singer. 2017]: в ходе предварительного анкетирования значительное число студентов указывало на желание читать большую часть текстов в «цифре», но те обучающиеся, для которых эта опция была реализована, демонстрировали далеко не лучшие результаты во время аттестации. Нельзя не вспомнить и о нашумевшей работе «Reading on Paper and Digitally», из которой мы с удивлением узнаем о парадоксе: способность прочесть текст, превышающий размер одной страницы всё более напоминает рудимент доцифровой эпохи.

Как проходят подобные эксперименты? Как и упоминалось выше, студенты сначала указывают свои предпочтения. Далее, читают два отрывка - один онлайн и один в печатном варианте, а после выполняют следующие задания: описать основную идею текстов, перечислить ключевые положения, процитировать отдельные отрывки и дать заключение о сути и содержании.
Тексты различаются по длине и формату, вариативность позволяет сделать ряд выводов:

  • Студенты в подавляющем большинстве предпочитают читать в электронном виде;
  • Чтение онлайн занимает меньше времени;
  • Студенты выше оценили свое понимание при чтении цифровых текстов;
  • Среда (цифровая и аналоговая) не имела значения при ответе на общие вопросы (например, понимание основной идеи текста);
  • Когда дело доходило до конкретных вопросов, понимание было значительно лучше именно для отрывков произведений, которые читались на физическом носителе.

Заключая, подведем итог: онлайн-обучение и внедрение электронных образовательных технологий являются неизбежным явлением в современном мире, но должны дополняться и непременным обращением к традиционным источникам информации, в первую очередь к книгам и проверенным учебникам.

Мы надеемся, что после прочтения этой заметки, вы не станете пропускать раздел «дополнительные материалы» во время освоения онлайн-курсов, если ранее это было привычным элементом экономии времени.