Всё большее число преподавателей вовлекаются в процесс цифровизации обучения, и каждый делает выбор в пользу наиболее подходящего подхода, соответствующего дисциплинарному профилю и педагогическим задачам.
Так специалисты инженерных наук по достоинству оценили перспективы использования виртуальных тренажеров, преподаватели Computer Science дополняют свои обучающие онлайн-курсы возможностью решения задач в реальном окружении изучаемого программного обеспечения, а представители гуманитарного блока активно внедряют модель «перевернутого класса» в очные занятия.
Принципы электронного обучения в концепции онлайн-образования формируются как ответ на наметившиеся в высшей школе противоречия и своеобразные парадоксы:
- каждый вуз стремится увеличить набор студентов, расширить предложение актуальных образовательных программ, но в то же время ощущает риски, сопряженные с закономерным снижением объемов личного взаимодействия преподавателей и обучающихся;
- университеты оценивают важность подготовки новых специалистов, чья профессиональная реализация состоится уже в условиях «цифровой экономики», но понимают, что «аналоговая индустрия», доминирующая в настоящий момент времени, также нуждается в кадрах;
- общество строит свой запрос к вузам, как на сохранении социального императива в образовании, так и на потребности в повышении доли практических навыков, формирующихся в процессе обучения;
- использование инструментов дистанционного, электронного онлайн-обучения помогает снять многие аспекты приведенных разрывов, при этом региональные вузы с их помощью закрывают проблемы привлечения ведущих лекторов (освободившиеся аудиторные часы используются для проведения семинаров и лабораторных работ), а университеты-лидеры, напротив, наращивают производство образовательного контента в условиях растущего спроса среди населения.
Можно выделить три уровня в процессе цифровизации образования:
- Уровень учебной аудитории, где преподаватель, в согласии с собственным педагогическим сценарием, выборочно использует на занятиях отдельные инструменты (пакет Google education, системы организации тестирования, например, Socrative, мнемические тренажеры, etc.).
- Уровень MOOC (массовые открытые онлайн курсы), на котором фиксируется непрерывная динамика роста участников, требующая увеличения штата тьюторов, призванных сделать процесс дистанционного освоения материала менее обезличенным и механизированным. Как уже отмечалось, MOOC-центрированное обучение, в т.ч. дистанционные онлайн курсы, имеют широкую вариативность использования, в зависимости от положения вуза и его задач.
- глобальный уровень «экономики данных»: коммерческие гиганты цифровой трансформации (Facebook, Google, Microsoft) неоднократно заявляли о возможности разработки партнёрских программ с университетами для реализации масштабных проектов в сфере электронного онлайн-образования.
Каждый участник образовательного процесса, используя информацию данного раздела университетского портала, может выбрать подходящий набор приложений и инструментов, получить исчерпывающие сведения о нормативах и документации, а также попробовать себя в роли автора онлайн-курса.
Новости и объявления

Онлайн-курсы ЛЭТИ – лучшие на конкурсе EdCrunch Award 2021
09.12.2021
Четыре онлайн-курса Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» вошли в число победителей и призеров Международного конкурса онлайн-курсов EdCrunch Award.

Пришло время изучать онлайн-курсы
22.09.2021
В 2021 году Первый электротехнический заметно расширил свое представительство на международных и российских платформах онлайн-образования. Приглашаем студентов ЛЭТИ и других вузов, а также абитуриентов и всех желающих на наши курсы.

Онлайн-образование в ЛЭТИ: уроки пандемии и взгляд в будущее
27.04.2021
ЦНОТ продолжает работу в части позиционирования ЛЭТИ как передового университета. Очередным шагом в этом направлении стала публикация в журнале Higher Education in Russia and Beyond, одном из ключевых источников о российском высшем образовании, к которому обращаются ведущие зарубежные исследователи.

Онлайн-курсы ЛЭТИ на платформах открытого образования
10.02.2021
В 2020 году общее число слушателей онлайн-курсов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на международных и российских платформах открытого образования превысило 120 тысяч человек.