Жить и работать в изменяющемся мире: в ЛЭТИ прошел первый день Всероссийского цифрового форума

Жить и работать в изменяющемся мире: в ЛЭТИ прошел первый день Всероссийского цифрового форума

Руководители, педагоги и обучающиеся центров цифрового образования детей из 70 городов России обсудили роль IT-технологий в жизни общества и вопросы адаптации образовательных программ к требованиям стремительно меняющегося мира.

09.04.2024 574

29 марта в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» состоялось открытие I Всероссийского цифрового форума «Цифровой мир в жизни общества». Более 150 руководителей, педагогов и обучающихся центров цифрового образования школьников совместно с преподавателями СПбГЭТУ «ЛЭТИ» обсудили вопросы цифровизации общества и трансформации программ дополнительного образования в соответствии с запросами нового времени.

Форум открыла председатель Совета Школы №619 Ирина Григорьевна Байкова.

«Поводом для этой встреча стала интересная идея, которой мы поделились с Комитетом по образованию и с Центром по опережающей подготовке педагогов: как нам организовать учебные курсы в центрах цифрового образования, чтобы они могли принести серьезную пользу школьникам? Мы подумали, что эта дискуссия будет очень уместной в рамках национального проекта «Специалитет» и в рамках объявленного президентом России Владимиром Владимировичем Путиным национального проекта «Кадры».

Председатель Совета Школы №619 Ирина Григорьевна Байкова

 

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился руководитель цифровой трансформацией СПбГЭТУ «ЛЭТИ», доктор технических наук, доцент, декан факультета компьютерных технологий и информатики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Иван Иванович Холод.

«Нельзя не отметить важность повестки форума, потому что цифровая среда очень плотно вошла в нашу жизнь. Она уже долгое время активно развивалась, но пандемия, которая случилась в 2020 году, ускорила внедрение цифровых технологий в образование и в другие сферы. Неотъемлемой частью стало понятие дистанционных занятий, цифровой платформы. Пандемия показала, что и страна в целом, и образование готовы к этому. Несмотря на отдельные сложности, мы прошли этот период весьма успешно. В области цифровой трансформация Россия сейчас – один из мировых лидеров».

Руководитель цифровой трансформацией СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Иван Иванович Холод

На открытии форума также выступили представители организаций, которые занимаются развитием цифрового образования в России. Заместитель директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования Андрей Николаевич Гамула отметил, что в этой области особое значение имеет обмен опытом среди педагогов. Руководитель центра образовательных программ Центра опережающей профессиональной подготовки Ольга Олеговна Шацкая осветила задачи, которые ставит цифровая экономика перед образовательными учреждениями, и представила программу «Первая профессия», позволяющую детям уже во время обучения в школе овладеть одной из актуальных профессий. Главный специалист отдела развития образования Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Наталия Владимировна Губкова рассказала о деятельности центров цифрового образования «IT-Куб» и «ИнфинITи». Центры «ИнфинITи» являются региональным проектом, опираются на федеральные методические наработки и направлены на создание образовательной экосистемы, в которой школьники смогут развивать компетенции, соответствующие актуальным для Санкт-Петербурга цифровым специальностям.

 

После открытия работа форума проходила по трем направлениям – для руководителей центров цифрового образования, для педагогов и для учеников.

Заседание секции руководителей началось с обсуждения текущих результатов программы «Первая профессия». Представители центров цифрового образования из разных городов России рассказали о том, как реализуется программа в их учебных заведениях и как с ее помощью школьники устраиваются на стажировку в интересные им компании и остаются там работать. Затем участники деловой дискуссии перешли к проектной работе. Объединившись в группы, руководители центров цифрового образования должны были представить собственные концепции профессий будущего и разработать образовательные курсы для обучения школьников этим специальностям.

Педагоги встретились с преподавателями СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и обсудили вопросы сотрудничества школ и вузов в области цифрового образования. Заместитель декана ФИБС по приему и профориентационной работе в бакалавриате Екатерина Сергеевна Попкова рассказала о построении единого образовательного пространства «школа-СПО-вуз-работодатель» и о проектах СПбГЭТУ «ЛЭТИ», направленных на профориентацию старшеклассников.

«ЛЭТИ предлагает организацию сквозного сетевого взаимодействия "школа-СПО-ВУЗ-работодатель" в рамках единого контура образовательного пространства с интеграцией Центров цифрового образования, а также Цифровых кафедр университетов для обмена кадровым потенциалом и формирования актуальной компетентностной модели».

Заместитель декана ФИБС по приему и профориентационной работе в бакалавриате Екатерина Сергеевна Попкова

 

Руководитель Цифровой кафедры Валерий Сергеевич Андреев поделился опытом реализации проекта «Цифровая кафедра».

«Цифровые технологии сейчас проникают во все сферы жизни. И мы обеспечиваем возможность приблизиться к этим технологиям. Возможно, у человека появится некая синергия «в голове» и в специальности. Может быть даже, он в будущем, привнося цифровизацию, в своей организации создаст новое направление работы».

Руководитель Цифровой кафедры СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Валерий Сергеевич Андреев

Кроме того, в рамках первого дня форума педагоги центров цифрового образования приняли участие в викторине, вопросы которой были посвящены специальностям сегодняшнего дня и профессиям из «Атласа новых профессий», а также сформулировали свое видение того, какие профессии могут появиться в недалеком будущем.

Программа для обучающихся центров цифрового образования началась с мастер-классов от преподавателей СПбГЭТУ «ЛЭТИ», на которых школьники познакомились с основными тенденциям развития науки и техники. На мастер-классе «Схемотехника» они осваивали основы электротехники и пайки в процессе создания электронной модели жука. Мастер-класс «Беспилотие» был посвящен принципам работы с нейросетями и дронами. Участники мастер-класса «Системы захвата и моделирования движения» узнали, как работают такие системы и какие у них есть области применения. Затем школьники также подготовили презентации специальностей, которые могут появиться в ближайшие несколько десятилетий. Некоторые из них, например, оператор беспилотных космических мусорщиков или космоврач, сегодня кажутся весьма необычными.

 

«Если дети будут принимать участие в таких мероприятиях, как сегодняшний форум, мы сможем услышать их и, благодаря их обратной связи, лучше отработать следующий год, отредактировать наши подходы, закупить интересующее их оборудование, дать им материал так, как им бы хотелось».

Заместитель директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования Андрей Николаевич Гамула

В ходе пленарного заседания руководители, преподаватели и обучающиеся центров цифрового образования детей представили свои проекты. Руководители секций подвели итоги проделанной работы и отметили перспективы использования результатов форума для дальнейшего развития программы «Первая профессия».

 

«Работа педагогов, школьников и руководителей шла параллельно, независимо друг от друга, в разном контексте. И результаты оформлены по-разному, но по смыслу они практически совпадают. Очень ценно, что у руководителей, педагогов и обучающихся одно видение будущего развития «Первой цифровой профессии»».

Руководитель Центра креативных индустрий Капеллы Санкт-Петербурга, проректор по внешним связям ВХУТЕИН Светлана Анатольевна Куропаткина

В завершение организаторы поблагодарили команду СПбГЭТУ «ЛЭТИ» за радушный прием участников Всероссийского цифрового форума. 30 и 31 марта работа форума продолжилась на других площадках.

Организаторами форума выступили Школа №619 Калининского района Санкт-Петербурга, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Центр опережающей профессиональной подготовки, Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования, Университет ИТМО, РГПУ им. А. И. Герцена, Высший художественно-технический институт, Академия талантов, Центр регионального и международного сотрудничества.