Ставка на вузы и научные организации: в Петербурге прошла стратегическая сессия «Конструирование будущего как повседневная реальность»

Ставка на вузы и научные организации: в Петербурге прошла стратегическая сессия «Конструирование будущего как повседневная реальность»

В ходе работы стратегической сессии участники обсудили проблемы непрерывного образования, подготовки профессионалов будущего, применения инноваций в образовании и другие вопросы экономики знаний.

29.11.2021 136

27 ноября свыше 300 преподавателей, аспирантов, магистрантов высших учебных заведений, представителей сферы образования и сотрудников организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования, из Санкт-Петербурга, Перми, Красноярска, Нижнего Новгорода, Зальцбурга (Австрия) стали участниками стратегической сессии «Конструирование будущего как повседневная реальность», которая прошла в онлайн-формате.

Открыл мероприятие проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Александрович Галунин. Он зачитал обращение председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрея Станиславовича Максимова. В приветственном адресе Андрей Станиславович подчеркнул, что Северная столица является одним из ведущих регионов России по цифровой трансформации в сфере науки.

«В 2021 году Губернатором Санкт-Петербурга Александром Дмитриевичем Бегловым была утверждена Концепция научно-технологического развития города на период до 2030 года. Санкт-Петербург – один из лидеров в реализации национальных проектов, один из ведущих регионов России по цифровой трансформации в сфере науки, профессионального образования, здравоохранения и других областях. В ее реализацию большую ставку мы делаем на петербургские вузы и научные организации, в числе которых организатор этой стратегической сессии – Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».

Председатель Комитета по науке и высшей школе Андрей Станиславович Максимов

Проректор по учебной работе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Александрович Галунин обратил внимание участников на то, что сегодня производство знаний в области высоких технологий служит основным источником роста экономики развитых стран, а главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.

Далее участникам сессии были предложены доклады экспертов. Декан факультета менеджмента и инженерного бизнеса ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет» Станислав Алексеевич Антонов выступил с докладом «Формирование сквозных компетенций как основа трансформации образовательного процесса». Он выделил основные проблемы образовательного процесса и поделился лучшими практиками Казанского инновационного университета. Отдельное внимание спикер уделил сквозным компетенциям – системному и критическому мышлению, разработке и реализации проектов, безопасности жизнедеятельности, среди которых особое место занимают креативность и цифровые компетенции.

«Для того чтобы обеспечить формирование сквозных мягких компетенций, мы трансформируем процесс государственной итоговой аттестации – оценки уровня компетенций выпускников. Это достаточно популярный и продвигаемый сейчас вариант защиты выпускной квалификационной работы «Стартап как диплом». Чтобы наши студенты успешно справлялись с таким форматом, мы разработали ряд дополнительных дисциплин и факультативов, в рамках которых мы даем дополнительные компетенции, организуем встречу с менторами – представителями предприятий. Защищать ВКР в таком формате пока готовы только 10% наших будущих выпускников, поэтому мы предложили формат «Проект как диплом» для управленческих и экономических специальностей, в рамках которого могут объединиться несколько будущих специалистов разного профиля», – рассказал С.А. Антонов.

Эксперт по акселерации стартапов, нетворкингу, маркетингу и менеджменту, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории 5G ПАО «МТС» в г. Санкт-Петербурге Елена Юрьевна Гаврилова, выступая с докладом «Точки роста инновационного развития: взаимодействия университетов, индустрий и властных структур», отметила важность взаимодействия вузов и бизнеса. «В России идет переход к инновационной экономике, где больше денег тратится на разработки, исследования. Важную роль играет сотрудничество с органами власти и бизнеса, необходимо создавать комплексную политику», – подчеркнула Елена Юрьевна.

Доклад заместителя директора по развитию ФГАУО ДВФУ (Школа педагогики), регионального эксперта АСИ по направлению «Образование и кадры» Алексея Александровича Сергеева был посвящен роли субъектов непрерывного образования в формировании экономики знаний. Спикер подробно рассказал об участниках и заказчиках образовательного процесса. «Сегодня всем очевидно, что традиционная система образования с ее отложенными во времени эффектами не успевает перестраиваться под потребности цифровой трансформации экономики. Непрерывное образование – это хорошая альтернатива», – отметил Алексей Александрович.

Менеджер по развитию, директор по развитию бизнеса с Россией Green Net Finland Ry (Финляндия) Эвилина Лутфи выступила с докладом «Сотрудничество для развития новых знаний (государства, некоммерческие организации, бизнес) по модели Triple-Helix в региональном и международном контексте с упором на конкретные дела, проекты». Эксперт дала рекомендации по выстраиванию межкластерного трансграничного сотрудничества.«Конечно, организовывать диалог между различными стейкхолдерами нелегко. Например, мы приглашаем к сотрудничеству представителя энергетического сектора, который хочет продвигать свои решения, но у университетов и бизнеса есть своя позиция. Такие организации, как наша ассоциация, призваны служить платформой для соединения всех мнений», – прокомментировала Э. Лутфи.

 Заслушав доклады, участники разбились на шесть тематических групп: «Непрерывное образование и инновации в образовании», «Развитие и мотивация высококвалифицированного персонала», «Управление разработками и внедрение инновации», «VUCA-word и драйверы инноваций в экономике знаний», «Вызовы при построении инфраструктуры развития инновации в обществе знания». Для англоговорящих коллег была создана группа English Speaking, где в течение часа им было необходимо разработать предложения по формированию стратегии инновационного развития в области экономики.

По окончании отведенного времени группы представили 21 идею, среди которых были отмечены такие точки роста, как образование по подписке (страховке), увеличение количества узкоспециализированных профессий, предоставление студентам технической и производственной базы для реализации своих проектов, построение работы по трудоустройству выпускников через участие вуза в международных организациях и многие другие. Идеи, предложенные участниками стратегической сессии, будут переданы в Правительство Санкт-Петербурга для дальнейшей проработки и внедрения.