«Моя кафедра – это фабрика стартапов»: студент ФКТИ об обучении в ЛЭТИ и переводе на «бюджет»

«Моя кафедра – это фабрика стартапов»: студент ФКТИ об обучении в ЛЭТИ и переводе на «бюджет»

Студент 4 курса факультета компьютерных технологий и информатики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Мазин рассказал, что значит в жизни студента уверенность, амбициозность и креативность, а также поделился опытом перевода с «контракта» на «бюджет».

02.05.2024 1523

Сергей Мазин – студент 4 курса факультета компьютерных технологий и информатики, обучается на кафедре систем автоматизированного проектирования (САПР). Кафедра САПР выпускает бакалавров широкого профиля, которые владеют современными компьютерными технологиями, методиками и инструментами разработки высокотехнологичной продукции. Разносторонний набор компетенций в базовых областях знаний – высшей математике, физике, теоретических основах электротехники – позволяет выпускникам специализироваться на создании, управлении и автоматизации целых информационных систем из совершенно разных сфер.

Сергей поступил в ЛЭТИ в 2019 году на контрактной основе на направление «Прикладная математика и информатика», позже сменил специальность и поступил на направление «Информатика и вычислительная техника», нашёл своё призвание и успешно перевелся на «бюджет». В интервью Сергей поделился опытом поступления в ЛЭТИ, а также дал напутствие будущим студентам Первого электротехнического.

Почему Вы выбрали ЛЭТИ?

Я хотел получить диплом в области Computer Science. Мною было рассмотрено 4 университета с такой возможностью. Моим окончательным выбором стал ЛЭТИ. Мне понравилось, что университет осуществляет проектно-ориентированное обучение: мы не только изучаем основы программирования, но и занимаемся созданием продуктов для IT-сферы. Например, разрабатываем небольшие компьютерные и мобильные приложения и сайты. Также здесь есть возможности для реализации более крупных идей – в частности, мы реализуем проект по доставке товаров дронами, полностью собирая летательные аппараты и программируя их. В процессе обучения у студентов развивают навыки работы с аппаратной частью. Мы можем применять свои компетенции в различных сферах: в бизнесе, науке, логистике.  Важным фактором послужило и то, что стоимость обучения в ЛЭТИ гораздо ниже, чем в других вузах.

Почему Вы выбрали именно эту специальность?

Изначально я поступил на направление «Прикладная математика и информатика». Это считается престижным направлением. Я хотел попасть в сообщество мотивированных студентов, потому что в окружении таких людей всегда стремишься к саморазвитию. Отучившись там один семестр, я осознал, что это не моё, и мне тяжело. Поэтому я перешел на направление «Информатика и вычислительная техника» на кафедре систем автоматизированного проектирования. Это направление оказалось ближе мне по духу. Проектно-ориентированный подход очень помогает в дальнейшем.  Он даёт возможности самореализоваться и заняться созданием своих проектов. Обучаясь на кафедре САПР, ты уже можешь получать опыт работы. Здесь возможно приобрести такой багаж знаний, с которым можно идти куда угодно.

– Какие у Вас любимые дисциплины?

Я не могу выделить для себя отдельные любимые дисциплины. Мне нравилось, что в процессе обучения я могу делать свои проекты. Внутри них я на практике изучал то, что преподают на лекциях. Мне приносил удовольствие предмет, связанный с межличностными коммуникациями. На занятиях можно получить определенные инструменты и знания о взаимодействии с людьми, которые потом помогают как в работе, так и в личной жизни.

– Какие возможности Вы смогли получить на кафедре для реализации проектов?

– Для реализации своих идей я находил заинтересованных людей, с которыми можно вместе работать, у кого можно получить консультацию. Я представлял ребятам идею проекта, и просил дать обратную связь. Дальше я шёл с идеей к заведующему кафедрой. Так, я получил возможность представить проект по доставке дронами на кафедре. Я видел, что в США с этими технологиями работают различные бренды – например, Amazon, Walmart, интегрируя их в общество. Ко мне пришла мысль, что такое можно сделать в Петербурге. На кафедре нашлась поддержка, я собрал команду, мы начали делать прототипы, анализ конкурентов и рынка, то есть, разрабатывать полноценный стартап. Когда мы начали показывать успешные тестовые варианты, нас поддержал заведующий кафедрой. Мы стали пробовать привлечь инвестиции на форуме «Российская современная авионика». Позже мы связались с компанией «СДЭК». Там нашу идею оценили, и сейчас мы работаем над прототипами, которые потенциально могут использоваться курьерской доставкой на практике. Кроме того, в процессе обучения на кафедре мне рассказали о программе поддержки талантливой молодёжи «УМНИК». На конкурсе я прошёл в финал с идеей доставки дронами и успешно защитил его перед экспертами.

Кафедра поддержала проект, и теперь он растёт. Преподаватели помогали находить финансирование, решать проблему, когда было необходимо что-то докупить, предоставляли доступ к лабораториям для работы, делились своим опытом и знаниями, подсказывали, как сформировать заявку и подготовить презентацию проекта, чтобы с наибольшей вероятностью получить поддержку извне. Можно сказать, что кафедра САПР – фабрика стартапов. Если у тебя есть идея, в которой работники кафедры увидят потенциал, тебе помогут. Тебе не просто дают теоретические знания, но и стараются сделать так, чтобы ты пытался их применять. Даже если у тебя нет идей, но ты хочешь что-то создавать, тебя могут направить в интересные проекты с уже заготовленными заданиями. Там ты узнаешь что-то новое, соприкасаешься с реальной работой, которую можно включить в портфолио.

Как проходил процесс поступления?

Вместе с родителями мы посещали разные вузы в период приёмных кампаний. Когда мы пришли в ЛЭТИ, то сразу пошли на ФКТИ. Сначала было сложно сориентироваться в университете, но нас встретили очень хорошие ребята с факультета компьютерных технологий и информатики. Мне было сложно понять, что конкретно можно делать на том или ином направлении, а они подробно рассказали, что из себя представляет каждая специальность, подсказали, что мне потенциально может быть интересно. Также ребята поделились знаниями о том, что нужно сделать, чтобы в дальнейшем перейти на бюджет.

Как Вам удалось перевестись с платной основы на бюджетное место?

– В моем случае большую роль сыграла учеба на «хорошо» и «отлично»: именно такие условия перевода с контрактной формы обучения на бюджетную. Я был активным студентом. На тот момент я был занят двумя стартапами и занимался баскетболом в университете, поэтому изначально на первых курсах было тяжеловато. Но потом мне удалось найти баланс между проектами, учебой и хобби, что позволило перевестись на бюджет.

Как Вы думаете, какие личные качества помогли Вам успешно перевестись на бюджет?

Креативность, уверенность, решимость, амбициозность. Эти качества очень помогают в жизни.  А если говорить про обучение в университете, большую поддержку и помощь получаешь от общения с одногруппниками и командной работы.

– Что посоветуете будущему студенту?

Быть более уверенным, решительным, амбициозным и пробовать делать что-то своё уже с 1 курса. Тогда открывается намного больше возможностей для роста, и ты получаешь релевантные знания, которые будут актуальны и дальше. Следующий совет – если чего-то не знаешь, ищи информацию, спрашивай у людей, у которых уже есть знания в том, что непонятно тебе, используй все инструменты, которые есть под рукой. Пробуй создавать своё и выводить это на рынок, презентуй свои идеи другим людям. В этом будет успех. У меня тоже были страхи на первом курсе. Но уверенность растёт с каждым испытанием, и это делает тебя более смелым, решительным и открывает больше возможностей. Конечно, на первом курсе твоя уверенность будет меньше, чем на четвертом. Ты приезжаешь в новый город, не знаешь изначально правила вуза, но постепенно вливаешься, начинаешь участвовать в проектах, вступать в различные комьюнити. Всё это «работает на тебя». На четвертом курсе ты начинаешь видеть, какой пройден путь, что ты сделал, где выступил, с кем общался. И по итогу ты понимаешь, каким человеком стал, и думаешь: «Чего мне бояться?».


Беседовала студентка ГФ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Евгения Орлова