ЛЭТИ – активный участник процесса цифровизации образования

ЛЭТИ – активный участник процесса цифровизации образования

Представители руководства СПбГЭТУ «ЛЭТИ» приняли участие в совещании «Цифровой университет» в Смольном.

04.03.2019 490

Ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Николаевич Шелудько, проректор по стратегическому развитию Виктор Анатольевич Тупик и директор департамента образования ЛЭТИ Михаил Степанович Куприянов приняли участие в совещании «Цифровой университет», которое прошло 26 февраля в администрации города под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Николаевича Княгинина.

Участниками совещания были представители руководящего состава ведущих высших учебных учреждений Северной столицы и Московской школы управления «Сколково». Главным вопросом повестки дня стала цифровизация образования.

С докладом на тему «Текущие тенденции в системе высшего профессионального образования в Российской Федерации» выступил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Евгеньевич Волков.

В ходе презентации кейса «Перестройка управления университетом через цифровизацию» А.Е. Волков отметил, что университеты уже сейчас так или иначе сталкиваются с цифровизацией. Самое простое – автоматизация процесса, включая создание баз данных с названиями структурных подразделений, учебных планов, списки студентов и прочие технические и административные ресурсы. К этому многие высшие учебные заведения пришли давно. Не совсем привычным для вузов сценарием является разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий.

«В Советском союзе в вузы принимали далеко не всех. Поступали только лучшие, примерно 17 процентов. Сейчас же вузы принимают около 85% студентов. Человек заканчивает школу, он может обладать определённым багажом знаний, а может знать только элементарные вещи, но учиться эти два студента будут в одном вузе и обучать их будут одинаково», – отметил Андрей Евгеньевич Волков.

Эту проблему можно решить с помощью индивидуальной образовательной траектории, которую вуз предлагает студенту. Вуз, по сути, должен разработать платформу на основе данных о мотивации, желаниях и потребностях каждого студента, результатах его вступительных экзаменов, ЕГЭ и интересов помимо учебы.

Тему поддержал директор департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Михаил Степанович Куприянов, который обозначил позицию университета по вопросам цифровой трансформации образовательного пространства вуза.

«Цифровые технологии дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов, форм и темпа освоения образовательного материала».

Директор департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Михаил Степанович Куприянов

По оценке М.С. Куприянова, сегодня система образования сталкивается с традиционными ограничениями. Наличие обучающихся с разной скоростью освоения программы, невозможность или ограниченность выбора ими преподавателя в вузе, отставание вузов от промышленности по технологическому оснащению и обусловленная этим невозможность практического освоения в процессе обучения высокозатратных и наиболее современных технологий – все эти факторы затрудняют подготовку кадров нового поколения, востребованных в условиях цифровизации экономики и общества. Нужны фундаментальные изменения в образовании, необходимость которых отметил Президент РФ в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, … учить работать в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».

Для реализации востребованных временем новаций на смену образовательной организации должна прийти образовательная среда – гибкая образовательная экосистема, объединяюшая как традиционные организации, так и провайдеров отдельных образовательных сервисов. Такая система, сохраняющая баланс единства и персонализации, позволяет объединять индивидуальные траектории на основе сетевого взаимодействия и общего содержательного ядра.

«Единые мегаплатформы, включающие знания, тренажеры, тесты с обратной связью, станут пространством, в котором группы и отдельные люди двигаются по уникальным образовательным траекториям. Такая система образования будет нацелена не на отбор тех, кто «справляется», а на успех каждого студента».

Директор департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Михаил Степанович Куприянов

Сегодня в ЛЭТИ разработана концепция университета как технологической платформы цифровой экономики. Ее суть составляет единство образовательного (от теоретических знаний и практических навыков – до профессиональных компетенций) и инновационного (от аналитики и поиска решений – через моделирование и прототипирование – до тестирования и продуктового старта) контуров в системе подготовки. Неразрывная связь образовательных программ и инновационных проектов – это новая реальность подготовки профессионалов, которая уже не вызывает сомнений. Такой подход позволит готовить элитных специалистов для отраслей цифровой экономики, владеющих инженерным междисциплинарным подходом к решению инновационных задач. Цифровой университет призван стать драйвером и интегратором технологического роста в нашей стране, уверен М.С. Куприянов.

Своим опытом реализации и текущими проектами университетов по цифровой трансформации деятельности поделились другие участники совещания – представители петербургских вузов. В числе других были рассмотрены вопросы онлайн-образования. Также были намечены задачи по дальнейшему развитию цифровых инициатив.

Подводя итоги встречи, вице-губернатор В.Н. Княгинин отметил, что в России уже работает цифровая экономика, а это значит, что и все российские вузы рано или поздно полностью перейдут на цифровизацию.