Цифровая культура как критерий профпригодности: в ЛЭТИ обсудили проблемы современного высшего образования

Цифровая культура как критерий профпригодности: в ЛЭТИ обсудили проблемы современного высшего образования

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» прошла XXV Международная научно-методическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество».

26.04.2019 603

23 апреля на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) прошла XXV Международная научно-методическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество». Организаторами выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Ассоциация инженерного образования России, Международная академия наук высшей школы, АО «НИИ «Вектор», а также вузы России, Германии, Финляндии, Китая и Республики Беларусь.

На открытии пленарного заседания гостей и участников от имени ректора СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктора Николаевича Шелудько поприветствовал Президент университета Владимир Михайлович Кутузов.

«Впервые наш университет провел данную конференцию в мае 1995 года. Она была посвящена 100-летию изобретения радио. На ней рассматривались новые тенденции в развитии высшего образования, компьютерные технологии в обучении, обсуждались вопросы дистанционного обучения. Сегодня наша юбилейная конференция проходит в рамках 160-летия со дня рождения великого русского ученого Александра Степановича Попова. И на ней мы также обсудим актуальные вопросы современного образования, но уже с учетом сегодняшних реалий».

Президент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Михайлович Кутузов

В приветственном слове к докладчикам и гостям конференции председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга Владимир Тарасович Гайдей отметил: «Перед началом конференции я ознакомился с некоторыми материалами докладов, которые обсуждались в предыдущие годы. Хочу отметить, что большинство поднятых несколько лет назад тем актуальны и сегодня. Время показало, что конференция за 25 лет не только не утратила своей актуальности, но и приобрела еще большую значимость».

Пленарное заседание продолжилось выступлениями докладчиков. Советник при ректорате – директор по направлению «цифровая культура» Университета ИТМО Елена Георгиевна Михайловна в своем сообщении раскрыла концепцию построения и реализации блока дисциплин «Цифровая культура» в своем вузе.

С докладом «Специфика подготовки специалистов отрасли информационных технологий в отраслевом вузе» выступил декан факультета радиотехнологий связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича Дмитрий Игоревич Кирик. Он отметил, что для быстрого роста российского рынка ИТ необходимо обеспечить отрасль достаточным количеством специалистов необходимого уровня подготовки. Для выполнения этой задачи в СПбГУТ реализуется концепция непрерывной подготовки специалистов по заказу ведущих предприятий отрасли.

Концептуальные основы развития цифровой экономики с учетом глобальных трендов цифровизации, особенности внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс в школе осветил в своем докладе заведующий Центром сопровождения образовательных проектов и правового обеспечения деятельности Ленинградского областного института развития образования Владимир Игоревич Колыхматов. Он отметил, что разработка нового цифрового образовательного контента и внедрение ИТ в школах являются одними из основных задач модернизации образования на ближайшие годы. Цифровые технологии, по словам докладчика, позволяют повысить мотивацию обучающихся и существенно сократить временные затраты педагогов на административную работу.

Вопросы оценки качества обучения с применением электронного и классического традиционного обучения рассмотрела заведующая лабораторией методики и научных основ преподавания химии кафедры общей химии химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Владимировна Андрюшкова. Она поделилась результатами организации онлайн-курсов для студентов в своем вузе, а также обозначила две проблемы, с которыми преподаватели столкнулись в процессе дистанционного обучения: разный уровень подготовки обучающихся и списывание ответов.

С докладом «Подкастинг как направление развития неформального образования» выступил директор Института непрерывного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Николай Васильевич Токарев. Он рассказал о том, что в последние годы одним из направлений развития дополнительного образования в России и за рубежом стало активное использование продуктов, имеющих аудиальное воплощение. Сегодня новую популярность переживают форматы, не предполагающие визуального контакта обучающегося с учебным материалом – подкасты. Об их преимуществах и недостатках применительно к области неформального образования Николай Васильевич рассказал участникам конференции.

«Подкасты изначально ориентированы на возможность для слушателя в любой момент поставить запись на паузу, а затем в любое удобное время вернуться к процессу. Подкастеры стремятся к созданию собственной постоянной аудитории через обращение к темам, интересным уже сформировавшимся субкультурам, например, для поклонников определенных жанров кино, сторонников ключевых направлений в политике, жителей региона. Большинство популярных и востребованных подкастов создается представителями сферы журналистики, то есть людьми, чья профессиональная деятельность всегда была сосредоточена вокруг написания текстов».

Директор Института непрерывного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Николай Васильевич Токарев

В своем докладе Николай Васильевич рассказал о потенциале использования подкастов в сфере неформального образования, а также привел успешные примеры применения аудиального канала для создания образовательного контента.  В заключение докладчик отметил, что сегодня все большее число людей вовлекаются в процесс непрерывного образования, поэтому спрос на разнообразные варианты подачи контента будет только возрастать. Использование подкастов подразделениями дополнительного профессионального образования может стать новым каналом продвижения своих услуг.

Завершило пленарное заседание выступление заведующего кафедрой физики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александра Сергеевича Чирцова на тему «Javascript – конструктор интерактивных физических моделей для сопровождения удаленного обучения в формате МООК и привлечения обучаемых к мини-исследованиям». Александр Сергеевич рассказал о новом варианте простого для практического использования инструмента автоматизированной on-line разработки интерактивных виртуальных физических систем.

«Разработанные 3D-модели могут использоваться в режиме удаленного доступа и допускают неограниченные корректировки для практических и учебных целей. Созданное программное обеспечение основано на концепции физического объектно-ориентированного программирования, которая является расширением широкого используемого объектно-ориентированного программирования. Электронный конструктор применяется в создании интерактивных симуляторов для сопровождения традиционных и дистанционных учебных курсов по физике, а также организации выполнения исследовательских проектов в рамках открытых онлайн-курсов. Данная разработка сейчас проходит тестирование в рамках эксперимента по организации углубленного курса физики для студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Заведующий кафедрой физики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Сергеевич Чирцов

XXV Международная научно-методическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество» продолжилась работой тематических секций, посвященных задачам и проблемам современного высшего профессионального образования в условиях быстро развивающейся цифровой экономики, вопросам развития современных технологий обучения, а также другим аспектам деятельности вузов, связанным с вызовами современного информационного общества.