Base skills для профессионалов будущего: в ЛЭТИ подвели промежуточные результаты проекта о кадровой модели обеспечения

Base skills для профессионалов будущего: в ЛЭТИ подвели промежуточные результаты проекта о кадровой модели обеспечения

СПбГЭТУ «ЛЭТИ» представил результаты второго этапа проекта по созданию компетентностного портрета для специалиста нового технологического уклада на примере описания профессиональной деятельности по атомно-молекулярной архитектонике и дизайну представителям системы НОК, кадрового проектирования и практикам в области amA&D.

24.03.2021 50

В профессионально-общественных обсуждениях, которые состоялись 23 марта 2021 года в режиме онлайн, приняли участие представители ВНИИ Минтруда России, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ФИОП, завода по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии», Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, ФУМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи», АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Центра экспериментального биомоделирования Института экспериментальной медицины ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации и другие представители отраслевых организаций. Модератором выступила начальник отдела корпоративных проектов СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Дарья Александровна Жданова.

В ходе встречи участники обсудили идеи и наработки команды проекта СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по итогам второго этапа. Проект реализуется по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО).

Заместитель директора департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Георгиевич Волков рассказал о существующих в мировой практике подходах к построению компетентностного портрета, кадрового проектирования для высоких технологи, а также представил результаты семантического анализа публикаций мировых баз научных статей и экспертных интервью с носителями квалификаций. «В настоящее время наиболее распространенными являются три подхода: поведенческий (американский) подход, функциональный (британский) подход и смешанный (европейский) подход, принятый во Франции и Германии. В том или ином виде везде фигурируют две сущности – это soft skills (личностные, поведенческие характеристики) и hard skills (функицональные характеристики). Мы предлагаем многомерный модельный компетентностный подход к портрету специалиста опережающих квалификаций, который состоит из трех видов компетенций hard skills, soft skills и base skills», – подчеркнул эксперт.

По мнению рабочей группы проекта, важным для построения модели компетентностного портрета являются три аспекта. Первое – это профессиональная среда, которая генерирует hard skills и требования по функциональным компетенциям, то есть отвечает на вопрос «Что надо делать?». Второе – набор поведенческих характеристик, или soft skills, и отвечает на вопрос «Зачем это делать?». Третье – характеристика, которую эксперты ввели по результатам анализа, – естественно-научные знания, которые позволяют эффективно развивать и придумывать новые технологии и отвечают на вопрос «Как сделать?».

«Если hard skills генерирует профессиональное сообщество, soft skills – формируются бизнес-средой, институтами развития и национальной рамкой квалификаций, то base skills могут дать представители науки и образования».

Заместитель директора департамента образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Георгиевич Волков

А.Г. Волков также представил разработанную ЛЭТИ технологию кадрового проектирования с использованием инструментов национальной системы квалификаций с учетом ее вариативности и ориентации на профессии будущего.

Участников совещания интересовали вопросы соответствия образовательных программ в вузах и потребностям бизнеса, формирования base skills, а также возможности внесения изменений в профессиональные стандарты.

«Наборы base kills будут формироваться не каждым вузом самостоятельно, а, например, федеральными учебно-методическими объединениями, которые представляют профессиональное сообщество и понимают потребности бизнеса», – прокомментировал Александр Георгиевич.

«Работа проведена большая и интересная. Тематикой профессиональных стандартов и национальной системы квалификаций мы занимаемся очень давно, и сформировались какие-то схемы, концептуальные положения. Может быть они не всегда оптимальны, жизнь движется вперед. Я с большой благодарностью приняла приглашение принять участие в этом обсуждении».

Директор по развитию систем квалификаций ВНИИ Минтруда Ирина Александровна Волошина
Директор по развитию систем квалификаций ВНИИ Минтруда Ирина Александровна Волошина указала на необходимость связать термины, которые используются в проекте, с закрепленным в системе НОК терминологическим аппаратом, применяемым в законодательстве.

Борис Геннадьевич Комаров рассказал участникам встречи о том, что понимается под base skills, и представил перечень base skills, soft skills и hard skills для специалиста по атомно-молекулярной архитектонике и дизайну. Так, среди base skills: естествознание, биология, биофизика, биохимия, высшая математика, физика наносистем, химия наносистем, материаловедение, наноматериалы и другие предметные области, которые позволят специалисту разбираться в физике процессов и в случае карьерной необходимость в короткие сроки поменять профиль.

«Для меня новый технологический уклад – это уклад, в котором человек способен будет такие по сложности задачи решать, которые требуют погружения в некую многоуровневую глубину знаний. Именно от этих базовых знаний идет функционал решения уже следующих задач».

Член Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Светлана Борисовна Епихина

В основу модели для решения задач проекта, а именно создания компетентностного портрета специалиста VIго технологического уклада, был положен анализ глубины того или иного знания для совершения определенного действия специалистом.

«Высшая школа – определяет не только образование, но и воспитание. Это социальная среда, мотивированность человека, не только для себя, но и для общества – к этому мы стремимся!», – подытожил заведующий кафедрой микро- и наноэлектроники, директор Инжинирингового центра микротехнологии и диагностики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Викторович Лучинин.

В третьем этапе Проекта команде предстоит разработать и апробировать экспериментальные учебные модули, направленные на развитие профессиональных компетенций в области атомно-молекулярных технологий и дизайна, Их реализация запланирована в рамках двух программ дополнительного образования.

Проект реализуется до октября 2021 года, в случае его положительных результатов работа по формированию новых принципов, построению и подготовке кадров для нового технологического уклада будет продолжена применительно к другим отраслям.