Дистанционный радиолокационный мониторинг воздушного пространства
Основная задача мониторинга воздушного пространства
- Дистанционное обнаружение, слежение и прогнозирование развития аномальных возмущений атмосферы.
Объекты воздушной среды, подлежащие обнаружению в системе радиолокационного мониторинга воздушного пространства, как правило, обладают малой отражательной способностью. К тому же их обнаружение осуществляется на фоне переотражений радиоволн от подстилающей поверхности и природных метеообразований.
Однако сигнал, отраженный от выброса, по многим параметрам отличается от помехи.
- Во-первых, выбрасываемые в атмосферу аэрозоли и микрочастицы обладают определенным спектром скоростей, следовательно, полезный сигнал, в отличие от мешающего сигнала, обладает иным частотным спектром, что позволяет для обнаружения полезного сигнала использовать частотную селекцию.
- Во-вторых, выбрасываемая из труб струя газов, аэрозолей и микрочастиц вызывает локальную турбулентность атмосферы, которая также приводит к отражению сигнала и расширению спектра. Аналогичные явления возникают и при разнице температур выброса и окружающего воздуха.
Эти отличия полезного сигнала от мешающего позволяют не только селектировать полезный сигнал, но и по измеряемым параметрам сигнала определить интенсивность выброса и оценить отклонения технологического процесса от штатного режима или зафиксировать аварийную ситуацию.
Опытный образец системы воздушного мониторинга реализован на основе РЛС П-18, которая была модернизирована для решения задач обнаружения техногенных выбросов в атмосферу.
Опытный образец системы воздушного мониторинга

Для проверки работоспособности комплекса проводился мониторинг воздушного пространства над ЛАЭС

Индикатор системы воздушного мониторинга
Радиолокационное сопровождение воздушных объектов
- под сопровождением понимается обнаружение, идентификация и построение траекторий естественных и искусственных воздушных объектов, находящихся в зоне ответственности радара.
Система радиолокационного сопровождения была создана на комплексе, состоящем из трёх радиолокаторов различных диапазонов (П-18, МРЛ-5 и Альфа), разнесенных в пространстве.
В основу алгоритма сопровождения положен принцип Калмановской фильтрации.
Особенности системы радиолокационного сопровождения
- В данной системе реализовано преобразование радиальной составляющей вектора скорости цели, измеряемой отдельным радаром, в составляющую вектора скорости в базовой системе координат.
- Применен нестандартный подход к операции экстраполяции вектора состояния, позволяющий абстрагироваться от режимов вращения антенн комплекса, в результате чего на траекторный фильтр может поступить отметка, пришедшая в любое время от любого из радаров в составе комплекса.
- Усовершенствована операция точного отождествления, что позволило существенно увеличить вероятность правильного отождествления.
Система сопровождения тестировалась над акваторией Финского залива. В качестве тестовых целей использовались легкомоторные самолеты: Вилга-35 и Ил-105.

Траектория по данным одного радара

Траектория по данным всего комплекса