Дистанционный радиолокационный мониторинг воздушного пространства

Основная задача мониторинга воздушного пространства

  • Дистанционное обнаружение, слежение и прогнозирование развития аномальных возмущений атмосферы.

Объекты воздушной среды, подлежащие обнаружению в системе радиолокационного мониторинга воздушного пространства, как правило, обладают малой отражательной способностью. К тому же их обнаружение осуществляется на фоне переотражений радиоволн от подстилающей поверхности и природных метеообразований.

Однако сигнал, отраженный от выброса, по многим параметрам отличается от помехи. 

  • Во-первых, выбрасываемые в атмосферу аэрозоли и микрочастицы обладают определенным спектром скоростей, следовательно, полезный сигнал, в отличие от мешающего сигнала, обладает иным частотным спектром, что позволяет для обнаружения полезного сигнала использовать частотную селекцию.
  • Во-вторых, выбрасываемая из труб струя газов, аэрозолей и микрочастиц вызывает локальную турбулентность атмосферы, которая также приводит к отражению сигнала и расширению спектра. Аналогичные явления возникают и при разнице температур выброса и окружающего воздуха.

Эти отличия полезного сигнала от мешающего позволяют не только селектировать полезный сигнал, но и по измеряемым параметрам сигнала определить интенсивность выброса и оценить отклонения технологического процесса от штатного режима или зафиксировать аварийную ситуацию.

Опытный образец системы воздушного мониторинга реализован на основе РЛС П-18, которая была модернизирована для решения задач обнаружения техногенных выбросов в атмосферу.

 

Опытный образец системы воздушного мониторинга

 

Радиолокационный мониторинг воздушного пространства

Для проверки работоспособности комплекса проводился мониторинг воздушного пространства над ЛАЭС

Радиолокационное сопровождение воздушных объектов

Индикатор системы воздушного мониторинга

 

Радиолокационное сопровождение воздушных объектов

  • под сопровождением понимается обнаружение, идентификация и построение траекторий естественных и искусственных воздушных объектов, находящихся в зоне ответственности радара.

Система радиолокационного сопровождения была создана на комплексе, состоящем из трёх радиолокаторов различных диапазонов (П-18, МРЛ-5 и Альфа), разнесенных в пространстве.

В основу алгоритма сопровождения положен принцип Калмановской фильтрации.

Особенности системы радиолокационного сопровождения

  1. В данной системе реализовано преобразование радиальной составляющей вектора скорости цели, измеряемой отдельным радаром, в составляющую вектора скорости в базовой системе координат.
  2. Применен нестандартный подход к операции экстраполяции вектора состояния, позволяющий абстрагироваться от режимов вращения антенн комплекса, в результате чего на траекторный фильтр может поступить отметка, пришедшая в любое время от любого из радаров в составе комплекса.
  3. Усовершенствована операция точного отождествления, что позволило существенно увеличить вероятность правильного отождествления.

Система сопровождения тестировалась над акваторией Финского залива. В качестве тестовых целей использовались легкомоторные самолеты: Вилга-35 и Ил-105.

Система радиолокационного сопровождения

Траектория по данным одного радара

Дистанционный мониторинг воздушного пространства

Траектория по данным всего комплекса