Виктор Викторович Лучинин: «Конечная продукция вуза – это кадры нового социума – и человеческого, и научно-технического»

Виктор Викторович Лучинин: «Конечная продукция вуза – это кадры нового социума – и человеческого, и научно-технического»

10 ноября отмечался Всемирный день науки за мир и развитие, официально утвержденный организацией ЮНЕСКО в 2001 году. Главной задачей праздника является объединение научного потенциала общества и улучшение продуктивности его работы на благо человечества.

12.11.2018 676

И.о. директора департамента науки СПбГЭТУ «ЛЭТИ», доктор технических наук, профессор Виктор Викторович Лучинин ответил на вопросы о назначении науки и научно-образовательных приоритетах вуза.

- Виктор Викторович, каким Вам видится сегодня главное назначение науки? Как оно изменилось в условиях новых вызовов, с которыми приходится сталкиваться человечеству?

- Наука – это, безусловно, область человеческой деятельности, в основе которой лежит синтез новых знаний и установление причинно-следственных связей применительно к сфере материальных и виртуальных объектов, духовных и общественных процессов и явлений. Фактически это сфера жизни, связанная с целенаправленной разумной деятельностью человека. В рамках более широких представлений о науке как сфере деятельности человека, ориентированной на решение конкретных задач, – это инфраструктурный, понятийно-информационный, методологический, организационный базисы и, безусловно, эффективность их функционирования, обеспечиваемая человеком.

К сожалению, если говорить об изменениях в самой науке как процессе синтеза новых знаний, то обращает на себя внимание значительная формализация эффективности науки и человеческого потенциала, что отражается на необходимости творцу науки, то есть исследователю, концентрировать свои усилия на интерфейсе между процессами достижения знаний и способами организационно-экономического подтверждения их необходимости, полезности, а в ряде случаев просто чиновничьей статистикой. Самое неприятное, что последнее создает либо определенный барьер для интеллектуально ориентированной молодежи, либо обращает их в искусных потребителей бюджетных средств с формальной статистической отчетностью.

Не буду детализировать вызовы и угрозы, с которыми приходится сталкиваться человечеству, а это: борьба за аква- и агроресурсы, то есть воду и пищу, эпидемиологическая, экологическая и космическая опасности, физиологическая и инфобезопасность, проявляющиеся в классическом и кибертерроризме, а также проблемные вопросы мультикультурализма, то есть национальной, религиозной и социальной гармонии. В качестве приоритетов на ближайший период, безусловно, следует выделить качество жизни и эффективность человека как носителя генетического, культурного и профессионального наследия. В этом плане я, безусловно, отношу себя к представителям прикладной науки, исследования которой должны обеспечивать систематизацию, накопление и междисциплинарный трансфер знаний для разработки новых материалов, систем, методов, процессов их создания и эффективного применения.

- Вузовская наука в России сегодня является одним из драйверов технологического развития страны. Как развитие науки и инноваций в ЛЭТИ «вписывается» в федеральную повестку?

- В процессе подготовки отчетных материалов о ходе реализации «дорожной карты» по Программе 5-100, определяющей фактически лучшие вузы России в рамках международных рейтингов, в качестве безусловного приоритета для нашего университета была определена концепция формирования «человеческого капитала» нового поколения, что соответствует главной идее майского указа Президента РФ, определившего национальные проекты РФ, а также «Стратегии научно-технологического развития России», утвержденной в декабре 2016 года.

Базисом для ЛЭТИ являются наука и инновации, сфокусированные в трех приоритетных областях, у истоков становления и развития научно-образовательных направлений которых стоял именно наш университет. Это: инфотехносфера (беспроводная передача информации – профессор А.С. Попов), биотехносфера (академик А.И. Берг, будучи специалистом в области радиотехники, неоднократно выступал в поддержку зарождающихся прогрессивных направлений – кибернетики и генетики), энерготехносфера (академик Г.О. Графтио – ученый, инженер, активный участник электрификации страны). Перечисленные имена – золотой научно-педагогический фонд нашего университета и всей России.

Но наука и инновации в стратегической программе университета не являются оторванной целью для обеспечения плановых показателей вуза. Конечная продукция вуза – это кадры нового социума – и человеческого, и научно-технического. Наука и инновации в виде формирования исследовательских компетенций, профессиональной ориентации и мотивации являются ключевыми факторами в обеспечении профессиональной востребованности и успеха наших выпускников.

- Выражение «Один в поле не воин» соответствует логике современного экосистемного подхода к развитию вузов – дальше мы можем расти и развиваться только «в сцепке» с партнерами. На Ваш взгляд, традиционное для вузов взаимодействие с академической наукой и промышленными партнерами в новых условиях требует новых подходов и форматов?

- С учетом поставленной на государственном уровне цели «от импортозамещения к технологическому суверенитету», должна измениться и парадигма кадрового обеспечения технологий. Фактически этот процесс необходимо рассматривать как инвестиции в «человеческий капитал». В современных условиях ряд традиционных форматов взаимодействия вузов с академической наукой и промышленностью не соответствует формированию технологического и кадрового базисов прорывного развития России. В терминологическую лексику должны войти такие понятия, как «сквозные технологии», проекты полного инновационного цикла, загоризонтные профессии.

Если охарактеризовать современное состояние российской научно-производственной и образовательной кооперации для обеспечения развития высоких технологий, то она характеризуется следующими чертами:

  • отставанием образовательной среды большинства вузов и, как следствие, профессионально-компетентностного уровня выпускников от реальных потребностей экономики;
  • фактически потерей отраслевой и отсутствием корпоративной и индустриально-рыночно адаптированной науки;
  • слабым использованием индустриально-промышленными партнерами кадрового потенциала и лабораторно-экспериментальной базы организаций Академии наук и вузов для проведения прикладных исследований и трансфера технологий;
  • отсутствием координации программно-целевого планирования при реализации отраслевых программ с государственными инвестициями в науку и образование в форме проектов и грантов;
  • отсутствием баз данных критических и востребованных технологий отраслевой направленности;
  • отсутствием мотивационных механизмов для промышленных предприятий, обеспечивающих «превращение» научных подразделений вузов и Академии наук в отраслевые лаборатории для трансфера технологий и кадрового потенциала.

Базовым компонентом новой кооперационной среды между академической наукой, промышленными предприятиями и вузами является их гармонизация через резкое возрастание значимости интеллектуальной составляющей, то есть «человеческого капитала» в обеспечении глобальной конкуренции и реализации задач технологической независимости. Применительно к вузам должна быть принята новая парадигма профессионально-ориентированного образования, включающая ряд конкретных действий, воспринимаемых как научной, так и промышленной средой.

Основой данной парадигмы, а следовательно, и нового формата взаимодействия науки, промышленности и образования в условиях глобальной конкуренции России на рынках высокоинтеллектуальной продукции услуг являются:

  • формулировка атласа новых и востребованных профессий, включая так называемые «загоризонтные»;
  • определение госзаказа на перечень специалистов, направлений и профилей подготовки;
  • оптимизация (селекция) профессиональных стандартов и их гармонизация с образовательными;
  • формулировка требований к квалификации и ее независимой оценке;
  • развитие представлений об индивидуальных профилях компетенций – то есть персонифицированных траекториях на рынке труда;
  • анализ потребности в компетенциях «цифрового инженера» для различных сфер деятельности (научной, индустриальной, коммуникационно-информационной, бизнес-товарной).