Ученые ЛЭТИ создали цифровую модель для реставрации уникальной скульптуры на мемориале советского детского писателя Виталия Бианки

Ученые ЛЭТИ создали цифровую модель для реставрации уникальной скульптуры на мемориале советского детского писателя Виталия Бианки

3D-сканирование поможет в создании точной копии скульптуры, выполненной более 60 лет назад в честь автора детских произведений о природе и жизни зверей Виталия Бианки. Его надгробие является объектом культурного наследия федерального значения.

12.12.2023 1008

Детский писатель-натуралист Виталий Валентинович Бианки родился и вырос в Санкт-Петербурге. На его книгах «Лесная газета», «Как муравьишко домой спешил», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик» и др. росло целое поколение детей в 30-50-е годы в СССР. За свою жизнь автор написал более 300 произведений, число экземпляров которых составило 40 миллионов в 18 странах. Именем писателя названы улицы в Великом Новгороде, Ростове-на-Дону, Осе, Боровичи, в селе Чарышском, а также детские библиотеки в Новосибирске, Москве, Нижнем и Великом Новгородах, Перми. 

В Санкт-Петербурге установлен мраморный памятник, который находится на могиле писателя. Слушающую птиц девочку с бурундуком на плече, в память о своем друге и наставнике изготовила известный советский скульптор Жермен Меллуп. Причем гипсовый образец, на основе которого была сделана скульптура, теперь хранится в квартире писателя, а мраморный оригинал находится на мемориале на Богословском кладбище Петербурга. Несмотря на то, что памятник был признан объектом культурного наследия, некоторое время назад бурундук был отбит вандалами, а белоснежное надгробие стало грязно-зеленым от водорослей, которые за шесть десятилетий распространились по его поверхности из-за высокой влажности. 

Поэтому в целях сохранения памятника внук писателя Александр Михайлович Бианки планирует к юбилею своего дедушки в 2024 году создать его копию, а оригинал отреставрировать и передать на хранение в музей. В связи с этим Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выдал задание на проведение работ по реставрации памятника, который находится на могиле. Однако реставрация и копирование такого объекта требует большого количества денежных затрат.

Кроме того, традиционный метод выполнения копирования каменных объектов культурного наследия губителен для оригинала. Все дело в том, что он требует создания силиконового слепка с самого памятника, из-за чего существует риск его повреждения, так как отдельные элементы (кончики пальцев, завитки волос и т.д.) зачастую отламываются при снятии формовочного материала. Кроме того, созданная на основе памятника копия делается из полиэфирного бетона (эпоксидная смола с мраморной крошкой). Этот материал под воздействием солнечных лучей и перепадов температуры постепенно начинает трескаться изнутри, поэтому срок его службы в разы короче, чем век натурального камня. По этим причинам реставраторы многих стран мира сегодня все более активно используют бесконтактный метод копирования, один из которых основан в комбинации лазерного 3D-сканирования и работе фрезерных камнеобрабатывающих станков-роботов.

«Когда я узнал, что семья известного детского писателя Виталия Бианки хочет продлить срок жизни его надгробия, то связался с его внуком и предложил ему метод изготовления копии из мрамора по цифровой модели, которую можно получить с помощью 3D-сканирования. Внука это заинтересовало, и мы с коллегами приступили к сканированию гипсовой скульптуры».

Руководитель лаборатории «ЛЭТИ ЛазерЛаб» профессор кафедры Фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфёнов

Суть предложенного учеными ЛЭТИ подхода заключается в лазерном сканировании объекта, с помощью которого создается высокоточная трехмерная компьютерная модель, несущая в себе информацию о геометрической форме объекта, а также в ее последующем переводе в CAD-модель. Используя эту модель, специальный фрезерный станок вырезает из глыбы натурального камня копию памятника, после чего ее финишную доводку осуществляет вручную профессиональный скульптор.

По словам исследователей, в результате такого копирования может быть получена высокоточная копия памятника, которая прослужит несколько веков.

«Сегодня существует общемировой тренд, в том числе и для Санкт-Петербурга, что нельзя хранить сильно-эродированные скульптурные памятники на открытом воздухе. Поэтому хотелось бы, чтобы оригинал надгробия замечательного детского писателя был представлен в наших музеях. Но сначала нужно изготовить копию этой скульптуры. Очень надеюсь, что она когда-то будет находиться в здании под крышей и сохранена, что создаст возможность ее сохранения,  изучения и экспонирования».

Внук писателя В.В. Бианки Александр Михайлович Бианки

После сканирования всей гипсовой скульптуры специалисты ЛЭТИ изготовят мраморную копию ее утерянной части – бурундука, который ранее сидел на плече девочки, чтобы можно было установить его на мемориал.

«На первом этапе мы успешно отсканировали гипсовую девочку с бурундуком. Сейчас ведем работу над созданием копии пока только этого зверька. Конечно, мы готовы приступить копированию и всей скульптуры, однако это полностью зависит от спонсорских средств и мы надеемся на поддержку».

Руководитель лаборатории «ЛЭТИ ЛазерЛаб» профессор кафедры Фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфёнов

Работы по восстановлению памятника на могиле Виталия Бианки проводятся в рамках проекта официального издания Правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник».

Лаборатория  «ЛЭТИ ЛазерЛаб» программы развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Приоритет 2030». Одним из направлений ее работы является оцифровка и создание физических копий скульптурных памятников с помощью лазерного 3D-сканирования, а также реставрация произведений искусства с помощью технологии лазерной очистки, которыми ученые ЛЭТИ занимаются с 2006 года. За это время они помогли изготовить копии двух скульптур: Primavera из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское село» XVIII века и мраморного бюста Петра I XIX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Петергоф».