Ученые ЛЭТИ оцифровали два уникальных арт-объекта Русского музея

Ученые ЛЭТИ оцифровали два уникальных арт-объекта Русского музея

Созданные 3D-модели позволят с высокой точностью зафиксировать сохранность предметов музейной коллекции

24.05.2024 670

Объекты культурного наследия (здания, памятники и скульптуры) представляют большую ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики. Однако спустя годы, независимо от прочности материалов из которых были созданы такие объекты, а также условий их хранения, они неизбежно начинают разрушаться. 

По этой причине, одной из важнейших задач современных музеев является мониторинг состояния объектов культурного наследия, а также создание электронного цифрового паспорта (ЭЦП) для обеспечения своевременного проведения мероприятий по их сохранению и восстановлению.  ЭЦП памятников истории и культуры необходим на случай чрезвычайных ситуаций, например, пожаров, так как он может служить основой для их восстановления. Такой документ содержит детальные планы, чертежи и фотографии, которые могут использоваться реставраторами для воссоздания первоначального облика объекта. 

Одним из методов решения этого вопроса является создание цифровых моделей с помощью 3D-сканирования. Данные компьютерные модели содержат высокоточные сведения о геометрической форме и размерах предметов, что позволяет не только создать ЭЦП, но и проводить периодический мониторинг состояния объектов культурного наследия. 

Контроль за всеми изменениями, например, происходящими у скульптуры производится следующим образом: объект сканируется, создается его 3D-модель, и затем через фиксированный контрольный интервал времени (например, через год) эта процедура повторяется. После этого при помощи специальных компьютерных программ проводится сравнение 3D-моделей (полученных в исходном состоянии памятника, а затем повторно), что позволяет выявить изменения состояния поверхности памятника, произошедшее с момента первого сканирования. С помощью такого метода можно зафиксировать, к примеру, утрату каких-либо деталей или увеличение трещин на поверхности контролируемого объекта. 

Сотрудники лаборатории «ЛЭТИ ЛазерЛаб» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» уже многие годы используют лазерные технологии с целью создания ЭЦП, реставрации произведений искусства, а также создания копий памятников культуры и истории. В связи с этим, Русский музей обратился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» с просьбой создать 3D-модели двух арт-объектов XX века, которые имеют высокую культурную значимость.

«Мы предложили Русскому музею создать 3D-модели двух произведений из коллекции отдела новейших течений с целью мониторинга их состояния. На первом этапе мы отсканировали объекты и создали их трехмерные компьютерные модели. Последующие модели, которые мы будем создавать с согласованной с музеем периодичностью, позволят с высокой точностью отслеживать любые изменения состояния сохранности этих памятников»

Руководитель лаборатории «ЛЭТИ ЛазерЛаб», профессор кафедры Фотоники и кафедры Лазерных измерительных и навигационных систем (ЛИНС) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфенов

Первая скульптура, которую отсканировали специалисты из ЛЭТИ, является работой кубинского художника Луиса Гомеса и носит название «Естественное открытие». Фигура в виде человека с лицом, закрытым черапашьим панцирем, выполнена из массива дерева, изначально имеющего значительные трещины по всей поверхности. 

Второе произведение – это работа всемирно-известного итальянского художника Пьеро Джиларди под названием «Чайка на море». Она представляет собой фигуру птицы, парящей над морем, и является единственным произведением в музейной коллекции, выполненным из поролона.

По словам заведующей отделом реставрации современных арт-объектов Государственного Русского музея Веры Вадимовны Парфеновой существует традиционный способ наблюдения за состоянием трещин, который основан на использовании специальных маркеров из папиросной бумаги, но он является малоффективным, так как позволяет выявлять только значительные расширения трещин.

«Создание трёхмерных моделей двух произведений из отдела новейших течений Русского музея позволит обеспечить качественный мониторинг их состояния сохранности. Так, на скульптуре Л.Гомеса «Естественное открытие», созданной художником из дерева, изначально имеющего трещины, реставраторы регулярно осуществляют их мониторинг. Сейчас в отделе реставрации разрабатывается методика, которая позволит провести необходимые консервационные мероприятия и остановить процесс естественного старения материалов, из которого созданы эти предметы».

Заведующая отделом реставрации современных арт-объектов Государственного Русского музея Вера Вадимовна Парфенова

Ранее специалисты лазерных технологий «ЛЭТИ ЛазерЛаб», которую запустили в рамках программы развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Приоритет - 2030», создали цифровую модель для реставрации мраморной скульптуры на мемориале советского детского писателя Виталия Бианки.