О компьютерных играх, цифровых компетенциях и онлайн-курсах – научная дискуссия в ЛЭТИ

О компьютерных играх, цифровых компетенциях и онлайн-курсах – научная дискуссия в ЛЭТИ

Более 150 исследователей разных областей гуманитарных наук собрались на конференции в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», чтобы обсудить особенности жизни общества в цифровую эпоху.

31.01.2019 509

24-25 января 2019 года в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» в 16-й раз прошла Всероссийская научная конференция «ИНФОРМАЦИЯ – КОММУНИКАЦИЯ – ОБЩЕСТВО». Тема мероприятия этого года: «Общество в цифровую эпоху».

Участниками конференции стали более 150 исследователей в областях социологии, философии, политологии, истории, культурологии, языкознания, психологии, педагогики и связей с общественностью из Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Саранска и Астрахани.

«Выбор темы конференции обусловлен тем, что сегодня мы пользуемся различными гаджетами. Все больше сфер деятельности, например, телевидение, переходит на цифровой формат. Мы будем обсуждать не только взаимосвязь человека с цифровыми устройствами, но и жизнь общества в современную эпоху».

Декан гуманитарного факультета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Нина Константиновна Гигаури

На пленарном заседании было заслушано пять докладов. Старший преподаватель кафедры философии науки и техники Института философии СПбГУ Константин Алексеевич Очеретяный в своем докладе проанализировал влияние интерфейса и цифровой реальности на жизнь современного человека. По его мнению, с появлением современных технологий социальное взаимодействие значительно усложнилось, так как к человеку стали предъявляться строгие требования – высокая скорость реакции, сильный менеджмент внимания, способность обрабатывать гигантские объемы информации. Человек биологически не подготовлен к такому количеству эмоций, поэтому ему сложно жить по законам цифрового мира.

Возможностям развития социологического анализа в области компьютерных игр был посвящен доклад доцента кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ Ольги Вячеславовны Сергеевой. Так, исследование игр в аспекте затраченного человеком времени позволит определить, каким образом увлечение видеоиграми может превратиться в зависимость. Следующая тема – анализ ощущений игроком своего тела. «Аналитики компьютерных игр говорят об аватарах, как о неких телесных протезах, которые расширяют нашу чувственность и рождают двойственные ощущения. По мере вовлечения в компьютерную практику мы можем наблюдать тренировку нашего гейм-тела, которая проявляется в совершенствовании навыка управления игровым персонажем», – рассказала Ольга Вячеславовна. Вовлеченность в игру делает ее мощным симулятором для конструирования социального действия субъекта, например, может сформировать практики антикоррупционного поведения. В числе других тем для социологического анализа в докладе были названы взаимосвязь ритма городской жизни и компьютерных игр, их влияние на культурные вкусы человека, а также развитие игровой индустрии в аспекте глобализации, корпоративной жизни и трансмедийных эффектов.

Заслуженный профессор СПбГЭТУ «ЛЭТИ», профессор кафедры истории, культуры, государства и права Владимир Валерьянович Калашников в своем выступлении, приуроченном к 25-летию начала работы Федерального собрания Российской Федерации, рассказал об основных вехах развития парламентаризма в России – новгородском вече, Земских соборах, а также парламенте в эпоху русских революций начала XX века.

Профессор кафедры истории РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Елена Николаевна Палий в докладе «Технические университеты в цифровой эре» отметила, что уровень преподавания в вузах должен соответствовать уровню развития технологической картины мир

«Адаптация российского университетского образования к западной модели не ведет к увеличению количества кадров, подготовленных к работе на производстве, так как в российских реалиях нужна иная схема обучения, направленная на преподавание практических знаний. С началом информационной эры должна произойти смена не только в технологиях производства, но и в образовании, иначе специалист, подготовленный по старой схеме, не будет востребован на предприятиях с передовым оборудованием».

Профессор кафедры истории РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Елена Николаевна Палий

Старший преподаватель кафедры связи с общественностью СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Алла Георгиевна Трубникова представила результаты анализа требований работодателей к цифровым компетенциям специалистов в области рекламы и связей с общественностью. По ее мнению, чтобы выпускники вузов нашли работу с достойной заработной платой, вузы должны изучать спрос работодателей, перспективы развития рынка труда, разрабатывать программы с учетом его требований, развивать стратегическое партнерство с работодателями.

«Сейчас наблюдается высокий спрос на специалистов по интернет-продвижению, появляются вакансии в таких модных направлениях, как блокчейн, криптовалюты и компьютерные игры. Молодые специалисты должны не только стараться овладеть навыками digital-маркетинга и рекламы, но и знать основы программирования, робототехники, искусственного интеллекта и big data. Необходимо развивать надпрофессиональные навыки (soft skills) – «экологическое» и системное мышление, управление проектами, мультиязычность, межотраслевую коммуникацию, клиентоориентированность, умение работать в условиях неопределенности, вести переговоры и решать конфликты, способность к самообучению. Кроме того, выпускник должен обладать хорошими базовыми знаниями бюджетирования, планирования и, что самое важное – иметь грамотную письменную и устную речь».

Старший преподаватель кафедры связи с общественностью СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Алла Георгиевна Трубникова

Работа первого дня конференции продолжилась в формате секционных заседаний по следующим тематическим направлениям: «Философия в цифровую эпоху», «Социологические и социально-политические исследования в цифровую эпоху», «Цифровое настоящее университета: социальные ресурсы и риски», «Трансформация стратегий профессиональных коммуникаций в цифровом обществе», «Лингвистические исследования в цифровую эпоху», «Парламентаризм в России: прошлое и настоящее».

Во второй день конференции состоялось заседание круглого стола, который традиционно проводится с целью обсуждения вопросов, затрагивающих важнейшие аспекты профессиональной и личностной самореализации сотрудников университета. В этом году участники обсуждали актуальность подготовки учебных онлайн-курсов, а также стимуляторы и факторы сдерживания данного процесса. Начало продуктивной дискуссии задал заместитель заведующего кафедрой робототехники и автоматизации производственных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по научно-исследовательской работе Дмитрий Вадимович Самохвалов, который имеет опыт разработки учебного онлайн-курса. Преподаватели обсудили проблемы психологической готовности к новому формату учебной деятельности, а также препятствия организационного характера. Результатом содержательного обсуждения профессиональных проблем стала нейтрализация обозначенного темой круглого стола «чувства ущербности» от неучастия в онлайн-обучении, а также появление у большинства преподавателей готовности развивать современные формы образования.