«Лекари» безмолвных свидетелей истории: инновационные технологии по сохранению культурно-исторического наследия разработали ученые ЛЭТИ

«Лекари» безмолвных свидетелей истории: инновационные технологии по сохранению культурно-исторического наследия разработали ученые ЛЭТИ

Опыт работы по реставрации памятников культурно-исторического наследия с применением лазерных и оптико-электронных методов и технологий представили ученые ЛЭТИ на Неделе науки в Берлине.

26.11.2019 578

«Реставрирование может рассматриваться как «лечение», – сказал выдающийся культуролог, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. На это утверждение одного из великих людей ХХ века сегодня опирается понимание задач реставрации памятников культуры. Как выбрать правильный метод «лечения», чтобы в процессе не навредить скульптуре, монументу или холсту? – этим вопросом задаются работники сферы искусства. Ученые из Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» предложили уникальные методы реставрации, документирования и создания копий скульптурных памятников путем применения лазерных технологий.

Опыт петербургских исследователей по применению лазерной техники привлек внимание зарубежных коллег на одном из самых престижных европейских научных мероприятий – Неделе науки в Берлине. В ее рамках состоялась панельная сессия, посвященная вопросам реставрации памятников культуры с помощью высоких технологий. Одним из ключевых спикеров выступил профессор кафедры фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфенов. Он представил мировому научному сообществу обзор практических работ по применению лазерных технологий в сохранении памятников истории и культуры в Санкт-Петербурге, которые были выполнены научной группой университета в рамках сотрудничества со специалистами музеев и реставрационных компаний в период с 2006 по 2018 год.

«В последние десятилетия проблема разрушения памятников под влиянием окружающей среды существенно обострилась из-за воздействия экологических факторов. В наибольшей степени она затрагивает крупные промышленные мегаполисы во всем мире, включая Санкт-Петербург. Поэтому на повестку дня уже давно встал вопрос о необходимости разработки новых высокоэффективных методов и технологий реставрации и документирования памятников».

Профессор кафедры фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфенов

На Неделе науки в Берлине Вадим Александрович Парфенов рассказал о первых опытах практических работ ученых вуза по применению лазеров в реставрации. В 2006 году в кооперации с компанией «Реставрационная мастерская «Наследие» были проведены работы по очистке мраморных надгробий в некрополе XVIII века Александро-Невской лавры. В 2007 году состоялось сотрудничество научной группы университета с Государственным Русским музеем по очистке 30 итальянских мраморных скульптур XVIII века в Летнем саду в Санкт-Петербурге. С помощью лазера удалось удалить все загрязнения без повреждения каменной поверхности.

Большой интерес участников пленарной сессии в Берлине также вызвал опыт реставрационной работы, выполненной учеными вуза в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Впервые в мировой практике все работы по очистке мраморных статуй были выполнены исключительно при помощи лазера. Совместно с реставраторами из компании «Ресстрой» специалистам ЛЭТИ удалось подарить новую жизнь скульптуре «Зефир, качающийся на ветке», которая была выполнена в 1860 году. До начала работ она имела застарелые биологические поражения, черные гипсовые корки и многочисленные саже-пылевые загрязнения. Полученные результаты доказали эффективность лазера как инструмента для реставрации

«ЛЭТИ – единственный научный центр в нашей стране, который занимается на постоянной основе изучением возможностей применения лазерной техники и ее внедрением в область музейной работы и разработкой новых методов и технологий».

Профессор кафедры фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфенов

Заинтересованность зарубежных коллег вызвала еще одна область работ ученых СПбГЭТУ «ЛЭТИ» – применение технологии лазерного 3D-сканирования для создания электронных паспортов и физических копий скульптурных памятников. В мировом сообществе среди специалистов в области музейной работы в настоящее время идут жаркие споры: что лучше – дать разрушающемуся экстерьерному памятнику погибнуть на его историческом месте или заменить его на копию? Прийти к единому мнению иностранных экспертам пока не удалось. Заявление ученого ЛЭТИ о том, что в Санкт-Петербурге с его суровым климатом такой дилеммы уже не существует, вызвало удивление участников панельной сессии в Берлине.

«Сегодня в нашем городе идёт активный процесс изготовления копий скульптурных памятников с последующей музеефикацией оригиналов. Но возникает другой серьезный вопрос: какие технологии можно и нужно использовать при создании копий памятников? Сейчас копии из камнезаменителей получают в результате формовки оригинальной скульптуры, а это неизбежно приводит к существенному физико-химическому воздействию на ее поверхность», – пояснил Вадим Александрович Парфенов.

Ученые ЛЭТИ предлагают  альтернативный способ – бесконтактное копирование скульптурных памятников. Оно позволяет изготавливать копии скульптурных памятников из натурального камня (мрамора, известняка, гранита и т.д.). Опыт работы с использованием  данной технологии у ученых вуза тоже есть. Сделана копия мраморного бюста «Примавера» из коллекции ГМЗ «Царское Село» при помощи создания компьютерной 3D-модели в результате лазерного 3D-сканирования. Еще одна подобная работа выполнена научной группой  ЛЭТИ по изготовлению копии мраморного бюста русского императора Петра I из коллекции ГМЗ «Петергоф».

Также ученым ЛЭТИ в результате использования лазерного 3D-сканирования, компьютерного моделирования и 3D-печати удалось изготовить реплику утраченной скульптуры из бывшей усадьбы Сергиевка в пригороде Санкт-Петербурга.

«Результаты проектов по созданию копий мраморных бюстов Петра I и «Примаверы» являются убедительным доказательством высокой эффективности бесконтактного метода создания физических копий скульптурных памятников из камня».

Профессор кафедры фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфенов

По словам Вадима Александровича, несмотря на имеющиеся положительные результаты проведенных работ, внедрение инновационных технологий в область музейной работы происходит медленно. Основные причины – финансовая составляющая и настороженное отношение к новым методикам, ведь главная заповедь музейного сотрудника, как и врача – «Не навреди». Все это пока сдерживает внедрение новых методов реставрации, которые могли бы повысить эффективность выполнения разных задач музейной работы.

Ученые ЛЭТИ надеются, что представленные на Неделе науки в Берлине уникальные результаты научной группы вуза по реставрации и реконструкции скульптурных памятников в Санкт-Петербурге вызовут практический интерес и откроют перспективы для более широкого внедрения лазерных и оптико-электронных методов и технологий в сохранение практике музейной работы в России.