Соглашение №14.578.21.0120 от 27.10.2015
Тема: «Комплекс беспроводных энергонезависимых датчиков температуры и деформаций для бортовой аппаратуры управления и контроля на основе радиочастотной идентификации».
Научный руководитель: И.Б. Вендик
В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от «27» октября 2015 года № 14.578.21.0120 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе №1 в период с 27.10.2015 по 31.12.2015 выполнялись следующие работы:
- Выполнение аналитического обзора современной научно-технической литературы по разработке беспроводных энергонезависимых датчиков для непрерывного контроля состояния корпуса, напряженных конструкций, узлов и агрегатов ракетоносителей, спускаемых аппаратов, космических спутников и станций.
- Проведение патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96.
- Разработка программы и методики экспериментальных исследований параметров электромагнитной совместимости радиочастотных меток в условиях, приближенных к условиям космических аппаратов.
- Экспериментальные исследования параметров электромагнитной совместимости радиочастотных меток в условиях, приближенных к условиям космических аппаратов.
- Разработка эскизной конструкторской документации на испытательный стенд для моделирования поведения макетов датчиков.
- Изготовление испытательного стенда для моделирования поведения макетов датчиков.
При этом были получены следующие результаты:
- Составлен промежуточный отчет о ПНИЭР.
- Выполнен аналитический обзор современной научно-технической литературы по разработке беспроводных энергонезависимых датчиков для непрерывного контроля состояния корпуса, напряженных конструкций, узлов и агрегатов ракетоносителей, спускаемых аппаратов, космических спутников и станций.
- Проведены патентные исследования и составлен отчет о патентных исследованиях.
- Создана программа и методика экспериментальных исследований параметров электромагнитной совместимости радиочастотных меток в условиях, приближенных к условиям космических аппаратов.
- Проведены экспериментальные исследования и составлен протокол экспериментальных исследований.
- Разработана эскизная конструкторская документация на испытательный стенд.
- Изготовлен испытательный стенд. Составлен акт изготовления испытательного стенда.
Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.
В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от «27» октября 2015 года № 14.578.21.0120 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе №2 в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 выполнялись следующие работы:
- На основе проведенного анализа возможных комплектующих были сформулированы основные требования к конструкции датчиков, обоснован итоговый для второго этапа вариант построения конструкции датчика.
- Разработана концепция создания датчиков, отличающихся от существующих на рынке аналогов сочетанием высокой скорости первичного опроса датчиков и высокой скоростью сбора данных, накопленных каждым отдельным датчиком.
- Разработана ЭКД на беспроводные датчики, и были изготовлены датчики, имеющие все необходимые сенсоры.
- Была разработана технология измерения требуемых физических параметров среды и проведены измерения.
- Для проверки функционального макета беспроводного датчика были разработаны программа и методика испытаний на электромагнитную устойчивость. Проведенные испытания показали, что беспроводные датчики такой конструкции можно взять за основу для испытаний системы сбора информации.
- Было проведено исследование эффективности разработанной RFID-антенны в безэховой камере. Полученные результаты (14 метров в идеальных условиях и 5-6 метров при произвольной ориентации датчика) позволяют обеспечивать уверенное считывание сигнала датчика практически в любом летательном аппарате от единственного RFID-считывателя, без необходимости строить сложную инфраструктуру проводного или беспроводного считывания.
- Были разработаны и испытаны беспроводные датчики, обеспечивающие следующие характеристики: - автономность - до 5 лет в диапазоне температур от -55 до +70С - дистанция считывания - до 14 метров - возможный объем накопленных данных - от 32 МБ 1 - скорость первичного опроса датчиков - до 100 шт/секунду - скорость передачи сохраненных логов - до 3 Мбит/с - точность измерения температуры - от -30 до +5 °С - ±1,5%, св. +5 до +60 °С - ±1,0%, св. 60 до 70 °С - ±1,5% - Отличие измеренной датчиком относительной деформации от образцовой (%) - 0,51-1.01
- Также в демонстрационных целях продемонстрирована работа канала измерения деформаций беспроводного датчика на двух конструкциях с разными типами деформации:
- Одна конструкция предназначена для измерения линейной деформации и измеряет абсолютное значение деформации в диапазоне о 0 до 100 микрон с шагом 1 микрон.
- Вторая предназначена для измерения изгибной деформации на тестовом объекте и измеряет деформацию от плюс до минус 10 градусов с шагом 1%.
- Кроме того, учитывая модульную конструкцию датчика, были дополнительно размещены и проверены датчики влажности и ускорения.
Назначение и область применения результатов проекта
- Разработанный комплекс беспроводных энергонезависимых датчиков температуры и деформаций для бортовой аппаратуры управления и контроля на основе радиочастотной идентификации может использоваться в таких областях, как: системы онлайн- и оффлайн-контроля и управления двигателями летательных аппаратов (ЛА), в т.ч. для контроля температуры и деформаций корпусов двигателей, валов подшипников, камер сгорания; систем контроля состояния напряженных силовых конструкций ЛА, в т.ч. крыльев и других пространственных конструкций.
- Полученные результаты работы планируется в дальнейшем использовать как для проектирования более совершенных и легких узлов и конструкций ЛА так и для модернизации и повышения надежности и безопасности узлов и конструкций ЛА, не требующей существенной переработки существующих проводных систем безопасности, диагностики и управления ЛА. Разработанная в ходе выполнения проекта система датчиков позволит в перспективе создать комплексы для экспресс-модернизации существующих ЛА, что за счет снижения общего веса ЛА и снижения стоимости систем диагностики и управления ЛА значительно повысит их конкурентоспособность и укрепит позиции российских производителей в области авиационных и космических систем, а также систем наземной диагностики и стендов для испытания двигателей и других узлов ЛА.
- Применение комплексов беспроводных датчиков позволит строить гибкие системы диагностики и управления на основе узкой стандартизованной номенклатуры датчиков что снизит стоимость их изготовления и обеспечит дальнейшее развитие выбранного направления.
В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от «27» октября 2015 года № 14.578.21.0120 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе №3 в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 выполнялись следующие работы:
- Доработана эскизная конструкторская документация и макет датчика в соответствии с результатами исследовательских испытаний макета датчика в условиях, близких к условиям космических аппаратов. В качестве базовой технологии для разработки новой антенны была выбрана патч-антенна размерами 25х55 мм2. Выбор типа антенны был обусловлен требованием функционирования антенны на металлизированной поверхности. Патч-антенна обеспечила необходимую дистанцию регистрации метки: 7 м при измерениях в воздухе и 6.5 м при измерениях на металле.
- Разработана эскизная конструкторская документация и изготовлены рабочие макеты системы сбора информации
- Разработаны программа и методика испытаний на электромагнитную устойчивость, проведены испытания
- Разработана эскизная конструкторская документация и изготовлена технологическая оснастка для изготовления датчиков
- Разработаны предложения и рекомендации по использованию полученных результатов в реальном секторе экономики. Основными целевыми рынками являются рынки авиационного и космического оборудования контроля и управления параметрами высоконагруженных систем (двигатели и турбины различных типов) и конструкций (фюзеляжи и силовые элементы). Системы управления и контроля газотурбинных двигателей для авиации и газоперекачивающих агрегатов.
- Проведено обобщение и оценка полученных в ходе проекта результатов. Полученные научно-технические результаты полностью соответствуют требованиям ТЗ. Анализ разработанного датчика с современным научно-техническим уровнем показал, что выбранные при разработке технологии актуальны и перспективны.
- Разработан проект технического задания на проведение ОКР по созданию беспроводных энергозависимых датчиков.