Руководитель Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Золотинкина: «Нельзя быть специалистом в какой-либо области, не зная ее истории»

Руководитель Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Золотинкина: «Нельзя быть специалистом в какой-либо области, не зная ее истории»

В интервью, приуроченном к Международному дню музеев, Лариса Игоревна Золотинкина рассказала о роли Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в подготовке высококвалифицированных кадров.

18.05.2021 687

18 мая сотрудники Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» наравне со всем миром отмечают Международный день музеев, учрежденный в 1977 году на Общей Ассамблее международного совета музеев (ICOM) в Москве.

О становлении, предназначении и перспективах музейного дела в Первом электротехническом институте, а также о своем пути в данной области рассказала руководитель Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ», директор Мемориального музея А.С. Попова, заслуженный работник культуры РФ Лариса Игоревна Золотинкина.

– Расскажите, пожалуйста, о зарождении и развитии музейного дела в ЛЭТИ.

– До переезда Электротехнического института из здания на Ново-Исаакиевской улице (ныне – улица Якубовича) в кампус на Аптекарском острове роль музея вуза выполнял Музей Главного управления почт и телеграфов на Почтамтской улице. Он был организован в 1872 году и располагался рядом с ЭТИ. В нем студенты знакомились с техникой, которая в те годы использовалась для электросвязи.

В 1911 году директор ЭТИ Павел Дмитриевич Войнаровский впервые поднял вопрос о необходимости организовать в институте музей в новом учебном здании на Аптекарском проспекте. Тогда в вузе активно развивалась не только радиосвязь, но и электрохимия, электроэнергетика и электротехника. Однако из-за кончины Павла Дмитриевича, Первой мировой войны и революционных событий в стране создание музея ЭТИ пришлось отложить.

В 60-е годы прошлого века был организован совет по истории, участники которого начали собирать информацию об истории университета. Большую роль в сборе и подготовке материалов сыграли профессора Николай Николаевич Разумовский и Игорь Васильевич Бренев, а также редактор газеты «Электрик» Рафаэль Михайлович Гиммельфарб. В июне 1986 года музей истории ЛЭТИ был торжественно открыт.

Что касается изучения биографии Александра Степановича Попова и его вклада в мировую науку, то оно началось гораздо раньше. Первые статьи и книги о нем появились в 1925 году, когда в СССР отмечалось 30-летие изобретения радио. А 27 июня 1948 года по инициативе наших профессоров и при активном участии младшей дочери ученого Екатерины Александровны Поповой-Кьяндской (1899-1976) в бывшей научной лаборатории А.С. Попова был открыт Мемориальный музей-лаборатория. В 1967 году открылся мемориальный музей-квартира Попова.

– В чем Вы видите предназначение Музейного комплекса университета?

– Нельзя быть специалистом в какой-либо области науки и техники, не зная ее основ, истории и имен ученых, чьи идеи, мысли, талант и научное предвидение дали импульс к развитию. Наш университет является одним из крупнейших центров подготовки научных и инженерных кадров в области радиотехники, электротехники, электроники, информационных технологий, приборостроения и других сферах.

О выдающихся представителях отечественной науки, об их изобретениях, давших импульс к дальнейшему развитию науки и технологий, о созданных ими научных школах студенты и гости СПбГЭТУ «ЛЭТИ» могут узнать в музеях университета.

– Главным достоянием университета является Мемориальный музей-лаборатория А.С. Попова. Расскажите об экспонатах, которые в нем демонстрируются.

– Изобретение радио Александром Степановичем Поповым позволило человечеству сделать первый шаг в информационную эпоху, в которой мы сейчас живем. Сегодня у каждого есть смартфон, который может делать все что угодно – по сути, это целый компьютер. Однако мало кто понимает физические процессы передачи информации. Поэтому задача мемориального музея-лаборатории – рассказать о важности научных исследований, которые на рубеже веков проводились Поповым и в нашем институте, дать понимание принципов использования электромагнитных излучений для передачи информации и продемонстрировать, каким образом в начале XX века можно было передать 1 бит информации.

Коллекция музея-лаборатории позволяет решить эту задачу. В нее входят предметы, с которыми работал профессор физики ЭТИ Александр Степанович Попов. Среди них – спирали Рисса, с помощью которых можно продемонстрировать явление электромагнитной индукции, и вольтов столб, который фактически является первой в мире батарейкой. Также в музее представлены подлинные приборы фирмы Дюкрете, которые устанавливались на кораблях, и копии первого приемника и грозоотметчика А.С. Попова.

Недавно мы получили в подарок от факультета радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ» модель крейсера «Африка», на котором А.С. Попов проводил первые испытания системы беспроводной телеграфии на море.

– Каковы перспективы развития Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ»?

– На сегодняшний день разработан тематико-экспозиционный план Музея-лаборатории А.С. Попова, который предполагает расширение перечня экспонатов, а также использование новых технических решений. При этом новинки необходимо внедрять аккуратно, чтобы сохранить в музее дух XX века. Что касается музея истории, то мы планируем в нем рассказывать о том, как ЭТИ – ЛЭТИ – СПбГЭТУ «ЛЭТИ» участвовал в процессах внедрения электричества в жизнь российского общества, о вкладе ученых вуза в развитие электросвязи, электроэнергетики, электрификации и автоматизации промышленности, электрохимии, модернизации информационного общества.

Сейчас мы занимаемся поиском финансирования для реализации намеченных проектов.

– Лариса Игоревна, уже более 25 лет Вы руководите Музейным комплексом СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Расскажите, пожалуйста, как Вы связали свою жизнь с этой деятельностью.

– В 1970-е годы, после защиты кандидатской диссертации, я работала в отделе электромагнитной совместимости 14-го научно-исследовательского института ВМФ. Там я познакомилась с начальником отдела гидроакустики Евгением Николаевичем Шошковым – выпускником ЛЭТИ, который провел огромную работу по изучению вклада ученых, в том числе репрессированных, в развитие радиоэлектронного вооружения Военно-морского флота. По его инициативе я начала изучать биографию первого председателя секции связи Научно-технического комитета Морских сил России, основателя научно-инженерной школы радиотехники Иманта Георгиевича Фреймана. Это было для меня очень интересно, потому что ранее об Иманте Георгиевиче, кроме того, что он мой дедушка, я знала мало. Знала, что он владел многими иностранными языками, включая японский, создал первый в России фундаментальный учебник радиотехники, страстно любил балет, прекрасно играл на рояле. К сожалению, он скончался от туберкулеза горла в 38 лет.

Такой необычный факт: по ходу моей научной работы я готовилась к защите методики расчета взаимных помех между корабельными РЭС. Каково же было мое удивление, когда в архивных материалах Междуведомственного радиотелеграфного комитета, в котором работал И.Г.Фрейман, я нашла практически эту же методику. Эта история подстегнула мой интерес к изучению биографии ученых.

В 1993 году в условиях уже «новой» страны, я начала работать в Центральном музее связи имени А.С. Попова, участвовала в подготовке мероприятий к 100-летию изобретения радио А.С. Поповым. В октябре 1994 года скончалась Екатерина Георгиевна Кьяндская, внучка А.С. Попова, директор Мемориального музея А.С. Попова. Месяц спустя ректор нашего университета Олег Васильевич Алексеев пригласил меня на должность директора Мемориального музея А.С. Попова. В 1998 году было принято решение объединить музеи университета – музей А.С. Попова и музей истории, директором которого была Людмила Николаевна Николаева, в музейных комплекс, руководителем которого я была назначена решением Ученого совета университета.

Что для меня работа в нашем музее А.С. Попова? Для меня это большая радость − мои родители в молодости жили в этом доме, я окончила ЛЭТИ, окончила аспирантуру на кафедре автоматики и телемеханики, затем, и, возможно, это было какое-то провидение, в НИИ ВМФ переориентировалась на радиотехнику, в которой я чувствую себя достаточно, особенно для музейной работы, компетентным человеком. Кроме того, музей − это возможность общения с многими замечательными людьми, нашими преподавателями, музейщиками: Мемориальный музей А.С. Попова является ассоциативным членом Союза музеев России, кроме того, я − член Международного совета музеев (ИКОМ). Участие в жизни музейного сообщества России – это тоже яркая сторона моей жизни.