Построить будущее на историческом фундаменте: ЛЭТИ провел международную дискуссию по реновации кампусов

Построить будущее на историческом фундаменте: ЛЭТИ провел международную дискуссию по реновации кампусов

18 марта европейские и российские специалисты обсудили инновационные решения для учебных и общественных пространств технических университетов.

23.03.2021 1443

18 марта 2021 года по инициативе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» состоялась онлайн-дискуссия «Академические пространства университетов будущего», в рамках которой эксперты из России, Нидерландов, Италии и Финляндии обсудили принципы и лучший опыт преобразования общественных и учебных пространств в университетах, основанных более 100 лет назад. Мероприятие, прошедшее при поддержке официального представителя голландского высшего образования в России Nuffic Neso Russia и Генерального Консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге, проводилось в рамках Программы 135-летия Первого электротехнического.

В приветственной речи заместитель генерального консула Нидерландов в Санкт-Петербурге Ивар Схирс подчеркнул, что образование является ключевым фактором для устойчивого развития стран, а происходящая сейчас трансформация этой сферы делает качественные учебные пространства еще важнее.

Дискуссию открыла проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина. Она познакомила международную аудиторию с историей архитектурного развития университета от первого корпуса начала XX века до пятого, построенного в 1972 году.

«С 2013 года число студентов нашего университета удвоилось. Это стало для нас новым вызовом – создать комфортную, инклюзивную и мотивирующую среду для всех обучающихся. Юбилей университета – отличный повод задуматься, какое будущее сможет построить ЛЭТИ на этом историческом фундаменте».

Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина

Пандемия выявила все «тонкие места» в высшем образовании и сподвигла вузы на глобальные изменения, но их основные функции не изменились. Руководитель исследовательской группы Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО Дара Мельник предложила стратегию для университетов, выходящих из условий ограничений. Чтобы активировать свой интеллектуальный и социальный потенциал после периода дистанционного обучения, студенты должны получить больше возможностей для дополнительных занятий и исследований по интересующим их темам, а кампусы предоставлять больше возможностей для мульти-форматных мероприятий.

Руководитель нидерландского архитектурного бюро Atelier PRO Паскаль Лейстра (Нидерланды) объяснила пользу сохранения исторического наследия в университетах. По мнению архитектора, интегрирование новых и старых зданий в единую многофункциональную среду создает уникальную творческую атмосферу для учебы и научных исследований. В ценности самых красивых зданий сомнений у общества не возникает, но для корпусов без безусловной народной любви необходимо найти новые функции и превратить их в современные динамичные пространства. Важно также рассматривать не только отдельные здания, но и устройство кампуса в целом.

«Мне кажется, что кампус ЛЭТИ – настоящее сокровище, и оно хорошо сохранилось. У меня есть несколько советов. Заботьтесь о вашем сокровище. Оцените важность ваших исторических зданий. Разработайте генеральный план, чтобы всегда знать, на правильном ли вы пути. Найдите новых партнеров и созидайте вместе с ними. Займитесь динамическим планированием и начните конкурс!»

Руководитель нидерландского архитектурного бюро Atelier PRO Паскаль Лейстра

Трансформацию вузов для решения задач будущего можно провести не только с помощью архитектуры, но и технологий. Занятия студентов Университета Саленто (Италия) проходят в лабораториях с использованием виртуальной и дополненной реальности, рассказала доцент факультета инновационных технологий вуза Антонелла Лонго. В таких условиях они могут «потрогать» молекулы изучаемых веществ и изучить их взаимодействие или поработать за прибором предприятия, находящегося в другой стране. Это позволяет расширить возможности международных научных исследований и способствует инклюзивности технического образования.

Руководитель проектов по инновационному обучению в Утрехтском университете (Нидерланды) Яспер ван Винден считает, что классические учебные аудитории мешают взаимодействию преподавателя и студентов, а провода, тянущиеся к компьютерам на партах, сковывают их, как кандалы. Продуктивность занятий в новых интерактивных кабинетах, спроектированных при активном участии студентов, преподавателей и экспертов, значительно повысилась. Трансформируя учебные пространства, Университет Утрехта ставит в качестве приоритета взаимодействие студентов с преподавателем и одногруппниками, разнообразные формы обучения и уделяет особое внимание обучающимся, а не преподавателям.

Как и ЛЭТИ, интегрировавший бывшие здания МВД царских времен, Университет прикладных наук Юго-Восточной Финляндии (XAMK) создает новые учебные пространства в армейских постройках начала ХХ века, принадлежавших Российской империи. Руководитель исследовательских проектов в XAMK Ари Линдеман поделился ценностями, которыми его вуз руководствовался при обновлении: историчность, сочетание старых, новых и будущих слоев зданий, преемственность, разнообразие, взаимодополняемость построек и комбинация теории и практики.

Заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Суровенков рассказал о проекте городского кампуса нового типа. Магистры СПбГАСУ предложили концепцию университетского научно-музейного и общественного комплекса, которая станет «чашкой Петри» для плодотворного взаимодействия науки, профессионального образования и бизнеса.

В завершении проректор по международным деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина подвела итоги дискуссии и объявила Международный конкурс молодых архитекторов «ЛЭТИ – академическая среда будущего». Его участники разработают проекты по трансформации четырех знаковых локаций кампуса ЛЭТИ в новые интерактивные пространства для учебы, работы, общения и активного отдыха.