Начальник ОМАМ Мария Киселева: «Мы сближаем студентов из разных стран и даем им мотивацию учиться и развиваться»

Начальник ОМАМ Мария Киселева: «Мы сближаем студентов из разных стран и даем им мотивацию учиться и развиваться»

В условиях пандемии коронавирусной инфекции СПбГЭТУ «ЛЭТИ» успешно внедряет новые форматы международной академической мобильности.

24.09.2021 658

С сентября 2021 года Россия открыла двери для всех иностранных студентов, которые в прошлом году испытывали серьезные трудности с обучением из-за пандемии коронавируса. О том, как обеспечивается международная академическая мобильность студентов в ЛЭТИ в условиях пандемии, мы побеседовали с начальником ОМАМ Марией Алексеевной Киселевой.

– Мария Алексеевна, вот уже второй год весь мир живет в условиях пандемии и закрытых границ. Не могли бы вы рассказать, как международный отдел подстроился под новую реальность, и могут ли студенты сейчас принять участие в программах академической мобильности?

– Осуществлять академическую мобильность тогда, когда университеты закрыты для иностранных обучающихся, безусловно, трудно. Некоторые страны, такие как Южная Корея и Япония, приняли решение вообще не принимать иностранных студентов в 2020-2021 учебном году. В нашем университете ряд студентов отказались от обучения за границей из-за пандемии. Но, несмотря на некоторую растерянность, были студенты, которые выехали на обучение в университеты Германии и Финляндии. В основном, это магистранты, прошедшие отбор на программы «Два диплома» в Технический университет г. Ильменау и Технический университет г. Лаппеенранта. Сама программа предполагает обучение непосредственно в принимающем университете, и студенты не захотели упустить эту возможность и отказаться и от стипендии, и от участия в программе. Более того, летом 2020 года совместно с Университетом Рицумейкан (Япония) мы организовали и провели первый онлайн-проект на тему, которая особенно волновала студентов обеих стран – «COVID-19: Current Impact and Future Workplace».

Расскажите, пожалуйста, подробнее про этот проект. Как родилась такая идея студенческого обмена?

– Идея этого онлайн-проекта родилась, как только мы перешли на дистанционный формат обучения. В сложившейся ситуации, когда границы закрыты и привычная мобильность студентов невозможна, важно поддержать их мотивацию в обучении. Мы с коллегой из Японии выступили с установочными лекциями, и было очень интересно наблюдать, с каким энтузиазмом в дальнейшем работали студенты. За две недели реализации проекта состоялись три трехчасовые встречи в Zoom, в остальное время ребята общались в неформальной обстановке на платформе для групповой работы BAND. Участниками стали по 10 студентов из ЛЭТИ и Университета Рицумейкан. Результатом их совместной работы явились потрясающие презентации, которые студенты представили на защиту. Также каждая группа написала аналитическую статью по результатам проекта. В ходе реализации онлайн-проекта участники не только приобрели интересный опыт, но и друзей. Хочу отметить, что такой формат студенческого обмена оказался настолько успешен, что наши партнёры из других стран также захотели принять участие в следующих онлайн-проектах.

– Сколько таких онлайн-проектов удалось реализовать?

– Всего в университете прошло пять проектов совместно с университетами Германии, Дании, Франции, Чили и Японии. Из них четыре были организованы и проведены сотрудниками отдела международной академической мобильности. В 2022 году планируется запустить ещё один долгосрочный совместный проект с университетами Франции и Японии, а также проект с Технологическим университетом Малайзии.

– Любой студент ЛЭТИ может принять участие в онлайн-проектах?

– Да. Неважно, на каком курсе или на каком факультете обучается студент. Важно свободно владеть английским языком, быть коммуникабельным, креативным, готовым работать в мультикультурной команде и обсуждать самые разные темы – начиная от глобального потепления до гендерного неравенства.

– Есть ли сейчас возможность выехать по программам мобильности в другие страны? Или пока для студентов действует исключительно онлайн-формат обучения за границей?

– Во многих странах уже снято большинство коронавирусных ограничений, и университеты открывают свои двери для иностранных студентов. Как раз сейчас в ЛЭТИ идет набор на обучение в весеннем семестре 2022 года, так что у студентов есть прекрасная возможность поехать в университеты Германии, Норвегии, Мексики, Франции, Финляндии, Тайваня, Южной Кореи.

– Каким образом студенты могут получить подробную информацию об обучении в этих странах?

– На консультациях, которые проводятся каждый день в международном отделе (помещение 3245) с понедельника по пятницу с 14.00 до 16.00. Если нет возможности подойти в указанное время, то свой вопрос можно задать в группе отдела в ВКонтакте. Там же публикуется информация о программах на семестр, о летних и зимних школах, о наборе на тот или иной онлайн-проект.

– Про обучение за границей мы всё выяснили. Но есть такой вопрос – приезжают ли сейчас к нам на обучение иностранные студенты? Или же для них возможно только обучение в онлайн-формате?

– Как показывает практика, у иностранных студентов есть интерес к России и к российскому образованию, который не уменьшается с годами, а только увеличивается. Благодаря кампании по вакцинации во всем мире и открытию государственных границ России, иностранные студенты могут въехать на территорию страны при наличии отрицательного ПЦР-теста. В результате, на осенний семестр к нам приехали студенты из вузов-партнёров Германии, Турции и Франции, двое из которых изучают искусственный интеллект, а один – автоматику и мехатронику. В весеннем семестре на англоязычные магистерские программы приедут студенты из Франции, Бельгии и других стран.

– Расскажите, пожалуйста, есть ли какой-то механизм, способствующий адаптации таких студентов к жизни в стране и городе?

– Сначала отмечу, что за адаптацию иностранных студентов, для которых ЛЭТИ является основным местом учёбы, отвечает международный студенческий офис. Отдел международной академической мобильности курирует и координирует тех студентов, которые проходят обучение в университете в рамках партнёрских программ обмена. В этом году было принято решение создать Buddy Program – инициативу, в рамках которой студенты ЛЭТИ помогают иностранным обучающимся освоиться, чтобы облегчить «акклиматизацию», где-то помочь им, в чём-то поддержать. В настоящий момент студенты разных факультетов и курсов являются участниками этой программы. Это активные, коммуникабельные ребята, горящие желанием показать город и университет и помочь нашим иностранным студентам почувствовать себя желанными гостями в новой для них среде.

– Действительно прекрасная инициатива! Это ноу-хау ЛЭТИ или в других вузах есть похожие программы?

– На самом деле такая программа существует практически во всех ведущих университетах мира. Наш университет также входит в мировые рейтинги и постоянно стремится к совершенствованию как образовательных программ, так и университетской среды. Так что это был только вопрос времени, когда такая программа заработает в ЛЭТИ. В этом году мы нашли ресурсы для осуществления Buddy Program и успешно поставили ее «на рельсы».

– Мария Алексеевна, а могут ли наши студенты участвовать в международных конференциях или семинарах?

– С 2018 года ЛЭТИ является участником ежегодного международного семинара Joint Workshop for Global Engineers in Asia and Beyond, куда также входят университеты из Малайзии, Таиланда, Тайваня и Японии. Программа семинара предполагает представление научных разработок молодых ученых. В этом году семинар был организован на базе ЛЭТИ и проводился в онлайн-формате. Студенты из пяти стран обсуждали создание более технологичных защитных масок, улучшение экспресс-тестов на COVID-19, более широкое применение роботов в сфере услуг для минимизации контактов, создание виртуальных и голографических туров в сфере туристических услуг. Иностранные студенты настолько вдохновились виртуальными экскурсиями по Санкт-Петербургу и по кампусу университета с помощью Google Maps, что теперь рассматривают для себя возможность приехать на учёбу в рамках программы обмена в ЛЭТИ.

– Как можно оценить опыт ЛЭТИ в организации международной академической мобильности студентов в условиях пандемии в сравнении с другими российскими вузами?

– Я могу сказать о том, как его оценили наши коллеги. Когда мы выступали на конференции, мы получили самое большое количество вопросов от коллег ВШЭ, итальянских университетов и вузов других стран. Наш опыт отличался количеством проведенных проектов – у всех было по одному, а у нас – пять.

Кроме того, для нас важно, что участники проектов уже после их завершения созваниваются в Zoom примерно раз месяц – настолько они сдружились. К нашему выпускнику Николаю Гладченко, который выступил одним из спикеров, до сих пор обращаются иностранные студенты за советом в построении карьеры. Поэтому свою задачу проекты выполняют, ведь мы сближаем студентов из разных стран и даем им мотивацию учиться и развиваться.