На крутой кривой обучения: зимняя школа по программированию и интернету вещей в ЛЭТИ

На крутой кривой обучения: зимняя школа по программированию и интернету вещей в ЛЭТИ

Иностранные студенты получили навыки разработки в области интернета вещей, робототехники и интеллектуальных сред на зимней профессиональной школе в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

17.02.2020 466

C 20 января по 2 февраля в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» прошла профессиональная зимняя школа «Промышленная разработка программного обеспечения для робототехники и интернета вещей». Слушатели из Алжира, Бразилии, Индии, Индонезии, Ирана, Либерии, Ливана, Нигерии, Норвегии, России, Сирии и Таиланда получили базовые навыки работы в популярных направлениях программирования.

При обучении в рамках зимней школы использовался подход STEM, предполагающий интегрирование науки, технологий, инженерии и математики в учебном процессе. В первой части программы школы студенты изучали базовые дисциплины – математику, электротехнику и программирование, которые дополняли друг друга и помогали обучающимся установить междисциплинарные связи. Студенты смогли закрепить свои знания в области электротехники и схемотехники, собрав по схеме простые устройства из предоставленного им набора проводов и простейших электронных компонентов.

Последующие занятия были посвящены основам программирования и востребованному в этой сфере языку Python. В рамках программы студенты познакомились с операционной системой для роботов (Robot Operating System, ROS), которая де-факто является стандартом для прототипирования роботических систем. Новым элементом зимней школы в этом году стало обучение основам компьютерного зрения, чтобы участники смогли научить робота «видеть».

Последняя часть программы проходила на платформе Duckietown – полигоне для испытания алгоритмов автономного движения, представляющего собой уменьшенную модель городской транспортной среды, в которую входят дороги с разметкой, транспортные средства, светофоры, знаки и строения.

Завершающим этапом обучения стал итоговый проект: студенты объединились в группы по 3-4 человека и должны были решить задачу – например, по ходу движения посчитать количество пешеходов, которыми выступили желтые резиновые уточки. Обучающиеся смогли найти решение проблемы, написать для этого программу и тут же запустить ее на реальном роботе.

По словам руководителей школы, основным преимуществом Duckietown является крутая «кривая обучения»: люди, которые ничего не знали о программировании и робототехнике, начали работу над проектами уже через несколько дней.

«Платформа Duckietown идеально подошла для нашего курса, поскольку она предлагает практический опыт обучения по всем нашим базовым областям. Это уже отлаженный инструмент, который позволяет концентрированно и интенсивно получить базовые знания и навыки в мобильной робототехнике. Успешно пройдя нашу школу, человек уже может претендовать на позицию в компании, занимающейся разработкой программного обеспечения для роботов».

Координатор программы, заведующий кафедрой МОЭВМ Кирилл Владимирович Кринкин

Зимняя школа «Промышленная разработка программного обеспечения для робототехники и интернета вещей» является отработкой модели проектного обучения – образовательного подхода, в рамках которого студенты разрабатывают практическое решение для реальных проблем из различных отраслей экономики и общества. Ключевыми принципами этого подхода являются ориентация на практическое решение проблем и междисциплинарность.

Программа является одной из самых популярных в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», что ее руководители связывают с разрывом между обучением в этой сфере и промышленной робототехникой.

«Нашей целью является за 10 дней дать участникам полный набор знаний, который включает их в контекст современной индустрии. Это очень востребованный формат. Очень мало где можно найти школу, которая с нулевого уровня продвигает тебя до понимания того, как работает индустрия».

Координатор программы, заведующий кафедрой МОЭВМ Кирилл Владимирович Кринкин

После окончания школы участники поделились своими впечатлениями:

«У меня уже были некоторые познания в этой мобильной робототехники, но я хотел их улучшить. Мой друг рассказал мне о зимних школах, и я начал искать лучшую из них. Я нашел много информации об этой программе, и люди говорили, что она очень хорошая. Я решил поехать очень далеко, но туда, где обучение мне действительно понравится. В итоге, мне очень понравилась эта зимняя школа. Я надеюсь, что смогу привезти сюда больше людей из Бразилии, потому что это – тот опыт, который может изменить жизнь».

Участник зимней школы «Промышленная разработка программного обеспечения для робототехники и интернета вещей» Алешандре Мендонса Альваро (Бразилия)

 

«Это был первый раз, когда я прикоснулся к роботу, и я определенно получил много полезных знаний. Мы изучали ROS и научили робота видеть и передвигаться. Я думаю, что это было очень полезно. Я обязательно найду применение этим знаниям, а также передам их другим. Единственное, что меня немного расстраивает – это продолжительность обучения. Я просто не хотел, чтобы это заканчивалось. Я хочу, чтобы школа продолжалась хотя бы месяц, чтобы я смог получить больше знаний и лучше узнать Санкт-Петербург и Россию».

Участник зимней школы «Промышленная разработка программного обеспечения для робототехники и интернета вещей» Джонсон Тавех Бэйби-Т (Либерия)

Для справки

Ученые кафедры МОЭВМ активно сотрудничают с фондом, разрабатывающим платформу Duckietown, и принимают участие в ее развитии. В мае 2019 года в Монреале (Канада) сборная из ведущих вузов Санкт-Петербурга, включающая в себя разработчиков из ЛЭТИ, стала абсолютным чемпионом соревнований по использованию технологий искусственного интеллекта в управлении беспилотным транспортом AI Driving Olympics, проходящем на базе этой платформы. В январе 2020 года команда заняла первое место в одной из дисциплин на соревнованиях в Ванкувере (Канада).

После прохождения профессиональной школы «Промышленная разработка программного обеспечения для робототехники и интернета вещей» иностранные студенты смогут принять решение о подаче заявки на очное обучение по программе магистратуры «Computer Science and Knowledge Discovery» (Компьютерные технологии и методы извлечения знаний), которая позволит выпускникам использовать современные информационные и коммуникационные технологии (прикладные программные пакеты, локальные и глобальные компьютерные сети) для извлечения, обработки и анализа различных типов информации.