Архитектор Рууд Рейтелингспергер: как проектируются общественные пространства, создающие новые ценности

Архитектор Рууд Рейтелингспергер: как проектируются общественные пространства, создающие новые ценности

Член жюри конкурса «ЛЭТИ – академическая среда будущего» Рууд Рейтелингспергер поделился своим видением проектов трансформации городской среды, развития Санкт-Петербурга и создания интерактивных пространств.

19.05.2021 1940

Рууд Рейтелингспергер называет себя «артитектором» (от англ. art – искусство) и консультантом в области паблик-арта и культуры городской среды. Он является со-основателем креативной группы Observatorium Rotterdam, преобразующей общественные пространства в Нидерландах, Бельгии, Германии, Франции, России и Великобритании.

 

– На наш конкурс «ЛЭТИ: академическая среда будущего» подано более 150 заявок от молодых архитекторов и дизайнеров из Санкт-Петербурга, других городов России и из-за рубежа.  Скоро жюри будет оценивать проекты и определит финалистов конкурса. Каковы Ваши критерии для определения победителя? Можете ли Вы дать совет участникам конкурса, а также обратиться к студентам, будущим пользователям этих пространств?

– Что для меня важно в проекте? То, какую историю он рассказывает, как он отражает прошлое этого места, и какие возможности для его развития он создает. Как он будет выглядеть через 20 или 30 лет? Что он даст, и не только людям, но и природной среде. Сегодня нам приходится иметь дело с изменением климата, и нам нужны новые подходы к сохранению Земли: перерабатываемые стройматериалы, биоразнообразие, возобновляемая энергия (воды, ветра и солнца) и т.д. Задумайтесь: что хорошо для флоры и фауны, то хорошо для людей!

Только представьте: через 30 лет вы, нынешние студенты, может быть станете преподавателями ЛЭТИ, и будете знакомиться с новыми студентами. Вы показываете им кампус и рассказываете: «Смотрите, 30 лет назад мы начали менять это пространство, которое выглядело так…, а теперь оно выглядит так…». И то, как оно выглядит, должно быть предметом вашей гордости.

– Какие истории рассказывают лучшие проекты? Не могли бы Вы объяснить или привести пример?

– Одним из примеров является проект «Zandwacht» («Песчаная вахта»), сделанный партнерством Observatorium по заказу администрации порта Роттердам. Это городская скульптура, поставленная в ознаменование создания новой намывной территории в гавани Роттердама «Maasvlakte 2». Очень дорогая инсталляция, и при этом она должна исчезнуть в течение 10-20-30 лет! Она установлена так, чтобы ее постепенно заносило песком. В итоге она превратится в естественную дюну. Этот проект рассказывает, что ландшафт меняется, как и искусство, а подтекст ее таков: если вы будете стоять на берегу и смотреть на океан достаточно долго, вы и сами станете дюной!

– Вы работаете над проектом преобразования пространства Sea of Orange в Санкт-Петербурге. Что Вы думаете об изменениях исторических зданий и среды? Выиграет ли от этого город?

– Я был в Петербурге несколько раз, и сегодня он мне видится как странное, но потенциально красивое сочетание старого и нового, приятного и отталкивающего, яркого и серого, как город дверей и ворот, где памятники говорят о прошлом, а стрит-арт призывает действовать, создавая будущее. Как мне кажется, общественное пространство – это инклюзивное место, где мир системы встречается с миром живым. Под «системой» я подразумеваю правительства, компании, организации и университеты, с которыми контактирует мир молодых людей.

Говоря об историческом наследии: центр Роттердама был полностью разбомблен во время Второй мировой. Осталось всего несколько исторических зданий. Городу пришлось найти новую идентичность, и сегодня новые здания соседствуют со старыми. Есть множество вариантов. Вот хороший пример – музей изобразительных искусств в Зволле.

А еще города никогда не бывают завершенными! И они не должны быть завершенными. Петербург может выглядеть как музей, но по своей сути города – это живые пространства, где меняются идеи и взгляды. Поэтому необходимо, чтобы изменения приветствовались как часть непрерывного процесса развития города.

– По итогам конкурса мы, пользователи пространств ЛЭТИ, ожидаем просто красивых и функциональных мест для учебы, мероприятий и отдыха. Чем эти пространства нужно дополнить, чтобы они вдохновляли и были интересными? 

– Пространства становятся местами притяжения, когда они кому-то принадлежат, когда у них есть «хозяева», тогда посетители чувствуют, что они посещают «кого-то», а не просто «что-то»! Таким образом, заботясь о месте, делая его пространством событий и создавая поводы для его посещения, вы создаете дополнительную ценность. Как вы думаете, смогут ли ваши студенты и преподаватели «заботиться» о месте таким образом?

Самое важное – это совместное творчество. Под этим я подразумеваю, что перед началом проектирования необходимо провести опрос пользователей, чтобы создать так называемые «пользовательские истории». При этом нужно спрашивать не «что вы хотите», а «почему вы этого хотите». В окончательном проекте вы можете и должны ссылаться на это первоначальное «почему».