Зачёт через Интернет

Зачёт через Интернет

Безграничные возможности сети Интернет для высшего online–образования в России стали реализовываться в начале 2010-х. С появлением Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения (ЦНОТ), работа в этом направлении активизировалась и в ЛЭТИ.

04.12.2018 174

Казалось бы, всё так просто – записал курс лекционных или семинарских занятий на видео и разместил их в Интернете. И теперь каждый может изучать предмет дома, сидя на диване. Да ещё в любое время. Увы, то, что кажется простым, не всегда бывает хорошим. Не работает этот метод, поскольку такая запись – по сути – видеофильм, не имеет ничего общего с живым общением преподавателя и студентов. Проблему помогает решить специальная методика online–образования МООС (от англ. – Massive Open Online Course). И сегодня практически любой желающий может получать образование дистанционно в самых престижных университетах мира.

– Методика МООС имеет много преимуществ, – поясняет директор ЦНОТ Александр Викторович Тимофеев. – В первую очередь это – свободный график обучения, интерактивность и быстрая обратная связь. Специфика МООС позволяет быстро реагировать на изменения рынка и предоставлять учащимся программы «на злобу дня».

Оnline–курсы, ориентированные в первую очередь на использование видеоконтента и контрольных заданий, дополняются ссылками на различные источники: текстовые документы, аудиофайлы, обсуждения на форумах и в социальных сетях. Эта система не только повышает восприятие материала, но и развивает способность слушателей ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать нужные знания. Очень важно, что за прослушивание курса и участие в заданиях плата не взимается. А в тех случаях, когда это предусмотрено, она несравнима с расходами на очное обучение. В то же время серьёзным недостатком МООС является её нацеленность на получение знаний исключительно по инициативе слушателя, что предполагает высокую степень его самоконтроля и мотивации. Увы, это дано не каждому.

В ЛЭТИ online–курсы стали разрабатываться и внедряться три года назад. И сегодня их уже около тридцати. Они затрагивают самые разные области знаний и рассчитаны не только на студентов, но и на школьников, а также людей, желающих повысить свою квалификацию. Некоторые из авторов уже отказались от традиционного преподавания своего предмета в пользу МООС. К примеру, студенты доцента кафедры ЭУТ А.А. Вьюгиновой изучают курс «История науки и техники в области приборостроения», а также проходят текущее и контрольное тестирование виртуально. Вот один из отзывов ребят: «Курс значительно более удобный, по сравнению с аудиторным форматом. Это экономит время обучающихся без ущерба для остальных показателей. Важно и то, что курс имеет значительную творческую составляющую».

Постоянно усиливающаяся конкуренция между вузами сказывается и на развитии МООС. Организации, которые начали развивать эту форму образования раньше ЛЭТИ, уже прочно закрепились на ключевых, наиболее «раскрученных» online–платформах МООС и не заинтересованы в появлении здесь нового игрока. Ведь присутствие на таких площадках не только работает на имидж вуза, но и приносит ему немалые доходы. Чтобы пробиться на престижные платформы, наши разработчики должны готовить курсы очень высокого качества. Так, как это делает профессора кафедры ТОР А.Б. СЕРГИЕНКО. Его курс «Основы цифровой обработки сигналов» стал победителем международного конкурса EdCrunch Award – 2018 в номинации «Лучший курс в области высоких технологий». А недавно серия его курсов «Сигналы и системы дискретного времени» и «Дискретные и цифровые фильтры» была размещена на престижной международной платформе Coursera.

– Мы надеемся, – говорит А.В. Тимофеева, – что в самое ближайшее время на этой платформе, пользователями которой являются более 30 миллионов человек, появится ещё один курс ЛЭТИ: «Разработка мобильных систем мониторинга здоровья». Он подготовлен молодыми сотрудниками кафедры БТС А.А. Анисимовым, Е.А. Пустозёровым и Ю.А. Живолуповой. Он станет первым англоязычным online–курсом нашего вуза.

Размещение online–курсов, в том числе совместно с другими университетами, на российских (НПОО, Stepik, Лекториум, etc.) и международных (Coursera, edX, FutureLearn) платформах – важный аспект нашей «дорожной карты» программы ТОП-100. Уже сегодня показатели 2018 года перевыполнены. А в 2020 году таких курсов у нас должно быть 25 и эта цифра, наверняка будет перекрыта. Естественно, все разработанные специалистами ЛЭТИ курсы размещаются на собственной платформе LETIteach (https://open.etu.ru ). Через «единое окно» она интегрирована в проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и доступна студентам отечественных вузов. Вместе с количеством курсов растёт и их востребованность. На российских платформах уже присутствуют шесть курсов, на которых в течение года обучается более 1000 человек. В то время как по «дорожной карте» было намечено только два.


Подготовил Александр Сажин