Учимся онлайн

Учимся онлайн

Будущее в ЛЭТИ настало: вот уже второй год успешно апробируется проект по созданию и внедрению в образовательный процесс онлайн дисциплин. Как уверяют специалисты, этот формат выгоден экономически, существенно экономит время, соответствует современным мировым тенденциям высшего образования. Звучит заманчиво, но, как обычно, не обойтись без вездесущего «но»…

20.03.2020 117

В начале пути

Всё началось в 2017 году с онлайн-курса «Экология», который изначально был внедрён в качестве эксперимента, а сейчас официально идёт как «дистанционная дисциплина» почти на всех технических факультетах первых и вторых курсов. По словам Александра Викторовича ТИМОФЕЕВА, директора Центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения, «чтобы с нуля воспитать «свежую кровь» в рамках современных тенденций цифрового образования». 

На сегодняшний день преподавателями ЛЭТИ записан уже 51 курс, курсы размещены на образовательной платформе LETIteach (open.etu.ru), международных и российских платформах. «Золотой фонд» онлайн-курсов ЛЭТИ доступен всем желающим, десятки курсов используются в образовательном процессе, в том числе – в дополнительном образовании.

И если ЛЭТИ – ещё в начале пути по цифровизации образования, то, например, студенты Массачусетского технического института, по сообщениям их собственного пресс-центра, с декабря 2018 года уже полностью перешли на онлайн-лекции, посещая при этом только практические занятия. Вопрос, насколько требуется нашему вузу столь масштабное внедрение онлайн-образования, преподавателями активно обсуждается.

Актуальны и нужны

Возьмём за основу идеальную «картинку» – лэтишника, который знает, зачем выбрал наш вуз и конкретную специальность, желает «брать» предлагаемые знания, имеет представления, где они применимы на практике. Тогда видеолекции будут ему подспорьем в оптимизации времени: станет легче совмещать учёбу и работу, углублять практические навыки.

По словам профессора А.Б. СЕРГИЕНКО, по окончании своего первого онлайн-курса по «Основам цифровой обработки сигнала» многие студенты в анкете уточнили: «Видеокурс выручал, когда не было времени посетить аудиторные лекции, а также для лучшего усвоения материала. Удобно, что если не понял, то можно просмотреть неограниченное количество раз».

При переходе на онлайн образование предполагается, что студент ознакомился с содержанием курса, и обе стороны образовательного процесса знают отправные точки для дискуссии. То есть всё стремится к тому, что долгий вывод формул и описание незыблемых теоретических основ студент узнал заранее из видео, а с преподавателем в аудитории они обсудили, где и как эти знания применимы на практике, решили тесты и проверили задания. Это обусловлено тем, что по окончании вуза студент должен обладать не только теоретическими знаниями, а быть уже ценным практикующим специалистом для потенциального работодателя.

Ретроградное мышление

Если сместить фокус с «идеала», то студенты, менее сознательные в отношении учёбы, зачастую существуют в системе ценностей под названием «халява, приди». Не стоит исключать сценарий, при котором комфортное обучение по видеолекциям будет воспринято немотивированными студентами как послабление, уступка в нежелании «тратить» время на транспортировку себя на лекцию. Некоторые студенты в анонимном анкетировании дают такую «обратную связь»: «Как по мне, онлайн-части позволяют расслабиться. Я бы лучше вникал в материал и больше бы старался, если бы это был традиционный формат обучения».

Есть вероятность, что пострадает элитарность высшего образования, а массовость и более доступный процесс обучения возьмут верх. «Лично мне кажется, что подача материала через экран монитора всё-таки не может сравниться с общением с лектором вживую. Как вспомогательный ресурс, как возможность освоить какие-то непрофильные курсы факультативно, если на это нет времени в часы учёбы, – это да, но не более», – резюмирует А.Ю. ГРЯЗНОВ (онлайн-курс «Рентгенотехника», диплом 3-й степени «по версии студентов» на международном конкурсе EdCrunch Awards 2019).

Найти свой путь

Развивая тему, А.В. Тимофеев заключает: «Будущее онлайн-образования – это оптимальный вариант организации учебного процесса, когда студент принимает решение, какую дисциплину он будет слушать в аудитории, а какую – посмотрит на смартфоне». Эти рассуждения пока гипотетические, поскольку ЛЭТИ хотя и старается держаться «в тренде», но ресурсов для полномасштабного осуществления обучения по этому формату не хватает. Пока наш вуз идёт в сторону современной модели образования экономичным путём: ориентируется на лучшие мировые практики, дорабатывает концепции и частично копирует достижения лидеров российского рынка высшего образования: Высшей школы экономики, Томского университета, Уральского федерального университета и других. Успешных кейсов в мире – большое количество. Проблема каждого вуза – найти «свой» и адаптировать уже созданные практики с учётом специфики и исторических особенностей.

Цифры говорят

Команда ЦНОТ в перманентном поиске, как выразился директор А.В. Тимофеев, «совершенного сложносоставного рецепта этого блюда со множеством ингредиентов»: новые виды онлайн-занятий, оригинальность подачи информации и ясность изложения.

После каждого семестра происходит исследование, в рамках которого Служба социологического и психологического сопровождения учебного процесса нашего университета измеряет лояльность студентов. По одному из основных критериев для организаторов – критерию «прочность и ясность знаний» – студенты в течение прошлого года отдавали устойчивое предпочтение традиционной форме преподавания в аудитории. Правда, после осеннего семестра этого года онлайн-формат «отвоевал» 6% сторонников, хотя существенно пропорции не изменились: 65% против 35%. Тем не менее ряд студентов отмечает, что прочные знания зависят, в первую очередь, от самого преподавателя, а технология обучения уже вторична.

Интереснее учиться с введением онлайн-дисциплин стало почти семидесяти процентам опрошенных лэтишников. Столько же считают, что, используя онлайн-курсы, можно продуктивно и качественно подготовиться к сессии, как результат - успешно её сдать.

 

Екатерина Петрова