Будущее начинается сегодня

Будущее начинается сегодня

Организаторы образования, педагоги часто руководствуются принципом, высказанным ещё Плутархом: «Голова ученика – не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Но как зажечь факел знаний в голове студента XXI века? О трендах в сфере высшего образования и стратегии работы Департамента образования ЛЭТИ рассуждаем вместе с его директором – профессором Михаилом Степановичем Куприяновым.

04.04.2019 69

– Какие основные задачи ставит сегодняшний день перед высшим образованием?

– Идёт глобальная конкуренция за таланты. Сегодня, когда успешная экономика основана на порождении и освоении инноваций, выращивание и удержание талантов стало задачей национального масштаба. А наша страна по этому направлению отстаёт. С другой стороны, острой становится задача преодоления учебной «неуспешности» студентов. В большинстве случаев причиной является разная скорость освоения материала.

– Назовите, пожалуйста, тренды, определяющие лицо современного образования.

– Самый главный тренд – образовательная организация заменяется образовательной средой. За последнее десятилетие существенно расширился круг возможностей для обучения. Полным ходом идёт глобализация образовательных маршрутов. Уже существующие цифровые технологии позволяют преодолеть традиционные, привычные для всех ограничения: уже упомянутая разная скорость освоения программы; отставание от промышленности по технологическому оснащению; невозможность практического освоения «дорогих» и наиболее современных технологий в системе образования. Именно цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию образовательной траектории для каждого обучающегося, форм и темпа освоения материала.

– Какой вы видите архитектуру образования ближайшего будущего?

– Это, прежде всего, гибкая образовательная экосистема, объединяющая как традиционные организации, так и провайдеров отдельных образовательных сервисов. В РФ создаётся единая безопасная цифровая образовательная среда. Уже сейчас появляются единые мегаплатформы, включающие знания, тренажёры, тесты с обратной связью. Образование не только будет готовить людей к жизни в неопределённом и меняющемся мире – оно будет их постоянным спутником и помощником. И самое главное, система образования будущего должна быть нацелена не на отбор тех, кто «справляется», а на успех каждого студента.

– Исходя из всего вышесказанного, как вы определяете основную цель Департамента образования?

– Мы формулируем её так: развитие образовательного пространства МАГИСТЕРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА для формирования технологических заделов и опережающей подготовки элитных кадров с учётом требований высокотехнологических отраслей цифровой экономики РФ и повышения экспортного потенциала образовательных услуг университета в международном образовательном пространстве. Деятельность нашего Департамента также направлена на повышение конкурентоспособности университета, его вхождение в группу ведущих университетов.

– Что должно быть сделано для достижения этих целей?

– В первую очередь, создание адаптивных и практикоориентированных образовательных технологий, обеспечи- вающих формирование персонализированных траекторий обучения. Повышение качества этих программ возможно за счёт использования виртуальной и дополненной реальности, а также цифровых симуляторов и двойников сложного и передового оборудования. Если продукт получится конкурентоспособным, будет логичным продвигать его на мировом рынке образования. Для экспорта образовательных программ потребуется создание виртуальных образовательных центров с привлечением ведущих мировых учёных и педагогов для работы в рамках дистанционных технологий.

Необходимо продолжить формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов. И, конечно, отдельным пунктом идёт подготовка профессорско-преподавательского состава университета в соответствии с требованиями профстандартов. Не забываем и об организации научно-исследовательской и проектной работы ППС совместно со студентами по развитию наукоёмких технологий в соответствии с направлениями подготовки на факультетах и мировыми трендами.

– Запланированы ли конкретные показатели, которые должны быть достигнуты в течение ближайших пяти лет?

– Да. Если коротко, то: к 2024 году 20% профессорско-преподавательского состава должны участвовать в программах дополнительного профессионального образования. 20% преподавателей – не старше 35 лет. 70% – регулярно обновляют знания и участвуют в НИР. 15% – работают в других организациях через интернет. Должны быть запущены 10 онлайн-курсов с 5000 слушателей в пяти странах. Внешних магистров – не менее 30%, конкурс: три заявления на одно место. 20 % студентов осваивают дисциплины других организаций через интернет. 

– Какие шаги по реформированию образовательного процесса предпринимаются уже сейчас?

В бюджете университета выделяются средства для развития информационной среды университета, без которой невозможно развитие цифровых технологий обучения. Для создания плана работ была сформирована рабочая группа, утверждённая приказом ректора, которая и подготовила программу конкретных мероприятий по ключевым направлениям деятельности, среди которых:

– развитие программы привлечения молодых к работе по трансформации образовательных программ;

– прототипирование персонализированных траекторий обучения;

– развитие личных кабинетов студентов и ППС;

– автоматизация процессов в приёмной комиссии и т.д.


Дарья Андрюшина