Россия: такая разная и прекрасная!

2022-й был объявлен Годом культурного наследия народов России. В ЛЭТИ всегда с вниманием и уважением относились к этнокультурному многообразию. Рассказываем, куда ездили, что изучали и публиковали студенты и коллектив в этом году.
26.12.2022 318
2022-й был объявлен Годом культурного наследия народов России. В ЛЭТИ всегда с вниманием и уважением относились к этнокультурному многообразию. Рассказываем, что было сделано студентами и коллективом за этот год: куда ездили, что изучали и публиковали.
7 сессий клуба языков коренных народов
Любовь Александровна УЛЬЯНИЦКАЯ, доцент кафедры ИНЯЗ, руководительница клуба языков коренных народов РФ:
– В России говорят на множестве языков помимо русского. 130 из них находятся под угрозой исчезновения. Наш клуб объединяет студентов и студенток, преподавателей и преподавательниц вуза, обеспокоенных судьбой языков коренных народов и желающих внести посильный вклад в их сохранение.
Деятельность клуба началась в 2020 году с моего интереса к языковой политике, желания узнать больше о коренных языках Ленинградской области – ижорском, вепсском, ингерманландском финском. У меня были студенты и студентки, которые рассказывали о своих республиках и языках. Захотелось собираться вместе, мотивировать друг друга на изучение языков коренных народов, узнавать об особенностях работы по письменной фиксации этих языков.
В 2022 году помимо семи встреч клуба мы приняли участие в экспедициях в Дагестан, Бурятию, Коми, Карелию. Мы интервьюировали билингвов, изучали смешение языков в их речи. Нередко обнаруживается спонтанный переход с одного языка на другой. Пример из речи карелки: «Minä до семидесяти лет ruavoin školas» (я до 70 лет работала в школе). Учёные всего мира пытаются определить, существуют ли универсальные паттерны подобных смешений, и наши исследования редких языков РФ вносят вклад в мировую лингвистику.
Во время экспедиций перед нами также стояла задача узнать, как социологические факторы влияют на отношение к родному языку, на уровень владения им. Мы спрашивали про детство, на каком языке велись уроки в школе, почему не разговаривают на родном языке с детьми, а переходят на русский. Интервью велись на местных языках: табасаранском, бурятском, карельском, коми. Хочется похвалить наших студентов и студенток, которые совсем недавно приступили к изучению языков, но уже смогли вести диалог с настоящими носителями.
Три дня на полевую работу по сбору языкового материала – это очень мало, нужно ехать минимум на неделю, и не один раз. Но безусловно всё, что нам удалось собрать, пригодится для дальнейших экспедиций и научной работы, которая ведётся на нашей кафедре.
5 этнотуристических экспедиций
«Этнотуристические экспедиции «ETUризм» – проект, направленный на продвижение регионов РФ с богатым туристическим потенциалом, а также на популяризацию народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Проект реализовывался при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь). После летней сессии лэтишники побывали в Улан-Удэ, Сыктывкаре, Олонце, Дербенте, Махачкале, Казани.
Руководитель студенческого Медиацентра Янина Дмитриевна ШЕВКОВСКАЯ:
– «ETUризм» – это большое путешествие по России в компании Медиацентра. Мы были в пяти невероятных с точки зрения природы и многообразия культуры регионах: Дагестан, Коми, Татарстан, Карелия и Бурятия.
Интересно было всё: от национальной кухни, традиций, языка до «секретных» достопримечательностей. Студенты купались в Байкале и в Каспийском море, сражались с дождём и холодом, и иногда – с солнцем и насекомыми.
Уверена, у студентов останется удивительная коллекция воспоминаний, а у проекта получились прекрасные видеоролики, которые можно посмотреть в соцсетях.
Илья ЗАСУХИН, ФИБС, контент-менеджер Медиацентра:
– Создание хорошего контента в коротких поездках – это большая нагрузка, но также и возможность расширить кругозор, получить новые впечатления. Из пяти регионов нам с командой особенно понравились Бурятия и Дагестан. Там на меня произвели впечатление великие не только по своей сути, но и по размерам, объекты.
Екатерина Петрова