Лэтишные джунгли

Лэтишные джунгли

Представьте: вы отправляетесь в долгожданный отпуск к океану. В первые минуты вас захватывают восторг и эйфория, но уже через пару дней вы отмечаете у себя сонливость, другие не очень приятные проявления. Это известные всем признаки акклиматизации.

07.11.2022 758

Представьте ситуацию: вы отправляетесь в долгожданный отпуск к океану, в жаркую страну, где растут пальмы, по которым бегают обезьяны, дует горячий ветер, а на завтрак подают спелую питахайю прямо с кактуса. В первые минуты вас захватывают восторг и эйфория, но уже через пару дней вы отмечаете у себя сонливость, потерю аппетита, другие не очень приятные проявления… Постепенно эти симптомы уменьшаются – и вот вы снова бодры, веселы, полны сил и желания попробовать всевозможные экзотические блюда. Это известные всем признаки акклиматизации – процесса адаптации организма к новым условиям окружающей среды.


Подобные процессы происходят не только с телом, но и с психикой, когда мы оказываемся в непривычной, незнакомой для себя ситуации. По сути, вся жизнь человека – это непрерывная адаптация, ведь внешняя среда меняется постоянно.

Переход из школы в вуз, из вуза на работу, заключение брака, рождение детей, смена профессии, развод, эмиграция и даже потеря близкого – вот неполный список событий, в которых на полную мощность включаются адаптационные шестерёнки. Мягче прожить адаптацию в ситуации значительных перемен очень помогает осознание, что есть несколько этапов, через которые проходят люди. Мне нравится теория Калерво Оберга – так называемая U-образная кривая адаптации, которая обычно используется в отношении эмиграции, но отлично подходит и для многих других случаев.

Давайте разберём эту модель на примере жизни первокурсника.

1-й этап. Эйфория. У новоиспечённого студента ощущается восторг от самого факта поступления в вуз, начала взрослой жизни, атмосферы университета, больших лекционных аудиторий, именитых профессоров, новых знакомств и увлекательных мероприятий. Что делать? Наслаждаться моментом! Но при этом беречь себя, не включаться сразу во всё, расставить приоритеты и таким образом сформировать режим, чтобы не столкнуться с выгоранием.

2-й этап. Разочарование. Обнаруживаются первые несовпадения ожиданий и реальности, проявляется накопившийся стресс от постоянного нахождения в непривычном окружении и учебной нагрузки, осознание реального положения вещей и необходимости приспосабливаться к ним. Можно сказать, это потеря розовых очков.

Что делать? Включить режим наблюдателя и исследователя, который, скажем, изучает флору и фауну африканских джунглей. Пытаться подмечать, что и как здесь устроено и почему именно так. Чаще фокусироваться на том, почему вы выбрали этот вуз, эту специальность. Подумать над тем, что можно предпринять по поводу моментов, которые не очень устраивают.

3-й этап. Кризис. Кульминация стресса, усталость. Может доходить до отчаяния и даже попыток бросить университет, уехать домой, перейти в другой вуз или группу. В более лёгких вариантах – это некоторая апатия по отношению к учёбе, потеря интереса, отсутствие сил и мотивации включаться в вузовские процессы. Переоценка своих взглядов, ценностей.

Что делать? Отдыхать, восстанавливать свой ресурс, больше заниматься тем, что приносит радость. Создать для себя новые приятные традиции, маленькие ритуалы. Например, после учебного дня попить кофе в уютной кофейне, читая увлекательную книгу. Рефлексировать, общаться с друзьями, делиться своими чувствами. Не убегать от эмоций, а стараться проживать их экологично: не сдерживать слёзы, можно покричать в подушку, хорошенько потопать в лесу, в конце концов, от души попеть в караоке или под гитару – это отлично помогает выпустить пар.

4-й этап. Восстановление. Постепенный выход из кризиса, принятие действительности. Студент начинает понимать «правила игры», а сама «игра» начинает нравиться. Начало интеграции в новую среду, появляется ощущение «я – свой, это – моё место». Появляются открытость ко всему, спокойный и относительно стабильный интерес. Что делать на этом этапе? Дать себе время на плавное возвращение к привычному ритму жизни. Работать над своими мечтами, целями и планами (учебными, и не только), но делать это дозированно.

5-й этап. Адаптация. Полная интеграция. Что делать на этом этапе? Дышать полной грудью и реализовывать свои самые смелые мечты! В университете – множество блестящих возможностей, которые сейчас самое время использовать. Безусловно, каждый человек проходит эти этапы в своём темпе, какие-то – и вовсе может пропустить. Реакция на изменения зависит от многих факторов: типа нервной системы, особенностей характера, ценностей, установок, а также жизненных стратегий, которые человек использует. В отдельных случаях возможны: дезадаптация, уход в депрессию и другие сложные состояния. В такой ситуации обязательно обратитесь за помощью.

Главное, что надо всегда держать в голове: рано или поздно адаптация наступит. Возвращайтесь к этой мысли в сложные моменты!


Елена ДАЦКО, выпускница ГФ 2013 года, коуч ICTA, практический психолог