Кидаем мяч правильно

Кидаем мяч правильно

Часто случается так, что диалог превращается в два монолога, где люди дают друг другу говорить по очереди. Сегодня я хочу углубиться в тему общения и рассказать о том, на чём строится здоровая коммуникация.

10.04.2023 673

Часто случается так, что диалог превращается в два монолога, где люди дают друг другу говорить по очереди. По сути коммуникация – это передача информации. Для того, чтобы коммуникация состоялась, кто-то должен информацию передать, а кто-то – получить. А дальше в процессе общения важно поддерживать постоянную смену ролей между «передатчиком» и «приёмником». В прошлый раз мы увидели, как это работает на практике через яркий случай в моей жизни. Сегодня я хочу углубиться в тему общения и рассказать о том, на чём строится здоровая коммуникация. Рекомендую сразу же принять эти стратегии и интегрировать в своё ежедневное общение.


ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

Коммуникация чем-то похожа наигру вмяч: ктото кидает, а кто-то ловит. И так – по кругу. Бывает так, что тот, кто кидает мяч, как будто не рассчитывает ни направление броска, ни скорость, ни силу. А тот, кто ловит, не знает, как сделать так, чтобы мяч всё-таки поймать. И тогда мяч не долетает до адресата, игра не происходит или идёт очень туго, с постоянными сбоями.

Эта метафора хорошо иллюстрирует некорректную коммуникацию, которая не выполняет своих функций. Как можно исправить эту ситуацию? Через уточняющие и проясняющие вопросы.

На практике это работает таким образом. Если вы не понимаете, что хочет до вас донести собеседник, каков смысл его фраз, если для вас не ясно, как продолжить общение (по сути, как поймать мяч, который летит в другую сторону), – самое время для грамотных вопросов.

Примеры:

Правильно ли я понял, что…?

Ты хочешь сказать, что…?

И что ты думаешь по этому поводу?

И что ты чувствуешь в связи с этим?

Мне показалось, что ты …, я прав?

Чего бы тебе сейчас хотелось?

Я могу что-то сделать в этой ситуации?

Удачный кейс:

– Сегодня мы переезжаем в другую квартиру.

– Классно! И что ты чувствуешь по этому поводу?

– Очень волнительно, так много всего нужно сделать.

– Понимаю, я помню свой последний переезд, это было утомительно, но в то же время радостно.

… Разговор продолжается

Неудачный кейс:

– Сегодня мы переезжаем в другую квартиру.

– Понятно. А я на обед ходил в новое кафе.

– Ага. Амне надо коробки как-то перевезти.

– Ясно. У меня много работы сегодня, начальник наседает.

… Разговора как такового нет. Есть два отдельных монолога. Нет развития, обмена, «игры в мяч», каждый играет со своим мячом.

МАГИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Грамотная обратная связь, или другими словами – фидбэк, – это ещё один из столпов здоровой, эффективной коммуникации. Обратная связь – это некая реакция на изначальное сообщение, послание, действие от собеседника. Мы даём и получаем фидбэк во всех отношениях, начиная от рабочих, заканчивая личными. Поэтому важно научиться делать это экологично.

Ключевое правило обратной связи:

Позитивная обратная связь может даваться публично, негативная – только лично. Исключение – прямой запрос человека на критику в присутствии других людей.

Обратная связь по принципу бутерброда:

Первый уровень – ценность. Мне понравилось, когда… Для меня было важным, что…

Второй уровень – сложности. Для меня было сложным… Мне помешало…

Третий уровень – действия. Давай сделаем вот что… У меня есть предложение… Можем попробовать…

Удачный кейс:

Коллега постоянно отвлекает вас разговорами на рабочем месте.

– Кристина, мне очень приятно, что ты делишься со мной и доверяешь мне свои проблемы. Я чувствую себя значимой и полезной в такие моменты. (Ценность)

– Я люблю болтать с тобой, но, честно говоря, мне очень сложно сконцентрироваться на рабочих процессах, когда я часто отвлекаюсь. Мне нужно много времени, чтобы настроиться и вникнуть в дело. (Сложность)

– Давай договоримся с тобой обсудить всё за обедом или во вторник вечером, может, сходить в то новое кафе за углом? (Действие)

Неудачный кейс:

Коллега постоянно отвлекает вас разговорами на рабочем месте.

– Кристина, ты мне очень мешаешь, пожалуйста, давай поговорим позже.

(Сложность + действия, нет ценности – звучит грубо, может привести к напряжённой обстановке в коллективе в дальнейшем).

Если вы понимаете, что вам дают некорректную обратную связь, можно включить своё искусство правильных вопросов и запросить недостающие слои «бутерброда»:

  • Я хотел бы понять, было ли что-то ценное, или абсолютно всё сделано неправильно?
  • Было ли что-то, что тебе понравилось?
  • Как я могу исправить ситуацию?
  • У тебя есть идеи, что можно сделать?
  • Что именно тебе не понравилось?

Чтобы в отношениях не накапливалась невысказанная обратная связь, важно периодически самому её запрашивать (у партнёра, у коллег, у руководства, у родителей, у детей – в любых отношениях).

Для этого можно использовать – следующие фразы:

  • Пожалуйста, дай обратную связь на мою последнюю презентацию.
  • Как ты для себя понял, что я сейчас сказала?
  • Всё ли было понятно в моём выступлении, или я что-то упустил?
  • Можем ли обсудить недавнюю ситуацию, когда…? Что, по-твоему, произошло?
  • Как вы оцениваете мой вклад в проект? 
  • Есть ли какие-то пожелания?

Попробуйте уже сегодня использовать что-то из этих рекомендаций и обратите внимание на то, как в связи с этим будет выстраиваться общение. Уверена, вы заметите много интересного!


Елена Дацко, выпускница ГФ 2013 года, коуч ICTA, практический психолог