5 приёмов хорошего оратора

5 приёмов хорошего оратора

Публичные выступления – неотъемлемая часть жизни любого человека. Как же сделать свою речь такой, чтобы она вызывала интерес, отклик и приводила к нужному эффекту?

11.05.2023 1806

Публичные выступления – неотъемлемая часть жизни любого человека. Ведь под публикой не обязательно подразумевается многотысячный стадион слушателей. Доклад перед одногруппниками или короткая презентация своих успехов на рабочей планёрке – это тоже выступление. Да что там – даже рассказ друзьям о прошедшем отпуске или знакомство на каком-либо мероприятии по факту тоже является публичным выступлением. Как же сделать свою речь такой, чтобы она вызывала интерес, отклик и приводил к нужному эффекту?


Теория и практика коммуникации даёт нам множество инструментов для того, чтобы наша речь продвигала нас к важным целям. Предлагаю разобрать несколько конкретных практических приёмов ораторского искусства, которые можно сразу встраивать в свою жизнь. Их также можно применять и в личном общении.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Один из базовых приёмов эффективного общения – это зрительный контакт. Этот элемент невербальной коммуникации важно учитывать при разговоре тет-а-тет, в малых группах, и, конечно, при выступлениях на небольшую аудиторию.

Здесь нет какого-то особого секрета. Достаточно поддерживать зрительный контакт со всеми участниками разговора в равной степени. Например, если вы что-то рассказываете группе людей, вы периодически бросаете взгляд на каждого из группы, стараясь не задерживать взгляд надолго на ком-то одном.

Таким образом ваше внимание в виде обращённого взгляда должно быть равномерно распределено между всеми участниками коммуникации. И тогда каждый останется с ощущением включённости в разговор, участия и персонализированного обращения.

В теории это звучит элементарно, тогда как на практике не так много людей используют это правило: смотрят в пол, в одну точку перед собой или на одного человека. Часто в процессе говорения сложно помнить ещё и о правильном зрительном контакте, потому что наша концентрация направлена на речь. Особенно это проявляется, когда для осуществления зрительного контакта надо поворачивать голову в разные стороны, чтобы охватить тех, кто стоит сбоку или немного позади.

СКОРОСТЬ

Ещё один фундаментальный пункт, которым часто пренебрегают. Для эффективной коммуникации очень важен темп речи. Он должен быть не слишком быстрым, но и не медленным. В этих случаях воспринимать речь становится сложно и можно легко потерять внимание собеседника или аудитории.

Если мы говорим о личном общении, то идеальный вариант – подстроиться под скорость речи собеседника, но при этом всётаки стараться удерживать более-менее нейтральный темп. В некоторых случаях для усиления нужного эффекта речь можно ускорить или замедлить. Это помогает добавить речи живости, объёмности. Все мы знаем, что монотонное бормотание мало кого увлекает.

Слишком быстрая, как и чрезмерно медленная речь мешает слушателям понять смысл сказанного, а также даёт ощущение, что спикер не уверен в себе и, возможно, нервничает.

ПАУЗЫ

Паузы не только делают речь более привлекательной, но и помогают спикеру расслабиться и настроиться на нужный лад. Часто нам кажется, что время выступления нужно экономить, и мы стараемся выдать как можно больше информации в ущерб паузам. На самом деле именно паузы помогают расставить правильные акценты, дать слушателям возможность зафиксировать услышанное. Кроме того, за счёт пауз можно регулировать скорость речи и возвращаться к размеренному дыханию, которое также имеет колоссальное значение для эффективной коммуникации.

ДЫХАНИЕ

Природа подарила нам этот шикарный инструмент, благодаря которому мы можем регулировать своё состояние. До важного разговора или презентации можно помочь себе, делая спокойные глубокие вдохи и выдохи. Такое дыхание замедляет сердцебиение, снижает стресс, повышает концентрацию, которая, разумеется, важна для эффективной коммуникации. В процессе выступления важно, в принципе, не забывать дышать. Очень часто люди задерживают дыхание изза волнения, это приводит к нехватке воздуха и частым вздохам впоследствии. Для слушателей это может звучать не очень красиво и неубедительно.

Дыхание возвращает нас к гармоничному состоянию. А состояние, которое мы вкладываем в свою речь, – это дополнительный канал, который люди также считывают.

ГРОМКОСТЬ

И последний пункт, который важно упомянуть, – это, безусловно, громкость речи. Вы даже не представляете, как много людей делают ошибку в таком, казалось бы, очевидном моменте. Ситуация, которую я наблюдаю регулярно, это слишком тихая речь. Причём когда человек говорит тихо, даже микрофон не решает проблему. Какой бы шикарной ни была речь (тезисы, идеи и смыслы), если ваши слова не слышны, всё это не имеет значения. Обидно наблюдать, когда прекрасный эксперт с интересным докладом теряет аудиторию из-за того, что говорит крайне тихо. Слушателям приходится напрягаться чтобы что-то услышать, это разрушает коммуникацию.

Чтобы избежать этой проблемы, обязательно спрашивайте у людей вокруг, хорошо ли вас слышно. И просто помните о том, что громкость – это важно.

Проанализируйте, в каком из пяти пунктов у вас есть сложности, и начните работать над ними, чтобы повысить своё мастерство в общении.


Елена ДАЦКО, выпускница ГФ 2013 года, коуч ICTA, практический психолог