Знать, уметь и делать!

Знать, уметь и делать!

В разгар зимней сессии корреспондент «Электрика» побывал на экзамене по информатике, который сдавали первокурсники из группы, обучающейся по программе специалитета «Радиоэлектронные системы и комплексы». Принимал экзамен профессор Игорь Ростиславович КУЗНЕЦОВ.

06.02.2020 74

Из тридцати студентов пятеро не были допущены до сдачи, все остальные пришли. Для получения допуска требовалось в течение семестра успешно сдать контрольные задания по практике и выполнить лабораторные работы.

«В рамках курса, который читается в первом семестре, студенты изучают основы информатики и начинают заниматься программированием», – рассказал Игорь Ростиславович.

Первые одиннадцать юношей сели за компьютеры и начали составлять программы на языке С++ в соответствии с условиями полученных задач. Кроме работающей программы им предстояло предъявить профессору разработанный на бумаге алгоритм программы в виде блок-схемы.

«Посмотрите, как они работают, – Кузнецов развернулся к сидящим вдоль стен студентам. –Все сразу стали писать код программы, а не составлять её алгоритм. Хотя это неправильно: нужно начинать со схемы».

Один из студентов попросил сменить программную среду. «К сожалению, не могу, – изящно развёл руками профессор. – Это всё, что установлено здесь на компьютерах». Кстати, для написания программы студенты могли принести на экзамен собственные ноутбуки. Но воспользовались этим правом лишь немногие.

Когда экзаменатор на пару минут выходил из аудитории, студенты обращались друг к другу за помощью и советом. А вот списать не удалось бы – задачи у всех разные. Да и нет такой нужды, ведь в практической части можно пользоваться любыми источниками: конспектами, учебниками, методичками. Даже в Интернет можно было выходить прямо на экзамене! Главное – сделать работающую программу, соответствующую алгоритму.

Первым с практической частью экзамена справился Илья РЫЖКОВ. «Было довольно просто, – заявил он. – Пару моментов в коде программы я подзабыл, поэтому работал над ней чуть дольше, чем ожидал. Моим заданием было нахождение суммы ряда. Если в ваших вычислениях используется сложная функция, вы можете разложить её на полиномы с использованием ряда Тейлора».

Вытянув экзаменационный билет, он сел готовиться ко второй, теоретической, части, а вскоре приступил к ответу. Лёгкое дрожание рук, неуверенная интонация выдавала сильное волнение студента. Оно мешало отвечать, поэтому Илья сначала слегка спутал понятия «очереди» и «стэка», но затем сам поправился, а позже не вполне уверенно, хотя и верно, назвал термин, описывающий часть кода программы, заключённую между двумя фигурными скобками.

«Оценка на экзамене складывается из трёх составляющих, – пояснил профессор Кузнецов. – Первая – текущий контроль выполнения заданий на занятиях в течение семестра, вторая – выполнение практического задания, третья – ответ на теоретические вопросы».

Вот и Илья Рыжков, несмотря на мелкие недочёты в устном ответе, ушёл с экзамена с заслуженной пятёркой.

По итогам экзамена Игорь Ростиславович выставил, пять оценок отлично, восемнадцать – хорошо и две – удовлетворительно.

«”Автоматы” я обычно не ставлю, – заметил Игорь Ростиславович. – Но по рекомендации преподавателя, который вёл практические занятия, два студента из этой группы освобождены от составления программы. Они уже доказали, что умеют программировать».

Лишь две трети студентов из группы специалистов смогли в ходе экзамена составить работающую программу. Не всегда составленный на бумаге алгоритм соответствовал тексту программы, из чего экзаменатор сразу делал вывод о пробелах в знании алгоритмизации.

Перед экзаменом прошла консультация, где студентам-первокурсникам разъяснялась не только содержательная сторона, но и методологическая. Например, приходить на экзамен по информатике не всем сразу, а группами, чтобы не ждать, пока освободится компьютер.

Во втором семестре будущие специалисты снова встретятся со своим профессором на курсе «Информационные технологии», который предусматривает разработку и защиту практической курсовой работы.


Евгений Веснин